×

Пестяковский приход



Любовь невозможна без смирения. Гордый человек не способен любить. По-настоящему любить можно только того, кто выше тебя или равен тебе. А гордец выше всех, он может только принимать любовь, а любить он не сможет. Смирение невозможно без уважения. Уважение рождается из чувства родства. Если человек имеет чувство родственности, значит, имеет и уважение.

В родстве мы с уважением относимся не только к родителям. А и к дядям, племянникам и их детям. Христианство – это тоже родство, духовное родство, родство на невидимом плане. Мы братья и сестры во Христе Иисусе, причастны одной Плоти и Крови Христовой. В православном русском народе это родство всегда искренно сознавалось. Иностранцы удивляются, когда, например незнакомая старушка ласково обращается к ним: «сыночек», или «доченька». Это сейчас мы обращаемся: «гражданин», или «гражданка», «товарищ», и даже возникли затруднения в обращении к чужим людям. А раньше никаких затруднений и недостатков слов в обращении к посторонним не было. У русских особенно глубоко осознавалось значение христианина. Поэтому естественно обращались к незнакомым по-родственному. К старшим обращались: «мамаша», «папаша», «отец», «дедушка», «бабушка». К равным обращались – «брат», «сестрица»; к младшим – «сынок», «доченька». Христианин – храм Духа Святого, т.е. сосуд Божества. Так и надо принимать каждого христианина, независимо от его социального, имущественного положения, независимо от образования, развития. В чувстве христианского уважения эти качества рассматриваются, как внешние, чужие, а имеется в виду одно достоинство личности. Почитай того, кого почтил Бог, а Бог почтил каждого человека. Суть уважения определил апостол Павел словами: «честью больше себя творите» другого. Всякого другого внутренне должно ставить выше себя, а себя – ниже, но, не выказывая это какими-то знаками, а просто чувствовать это необходимо внутри сердца своего. Это и у христианина-начальника должно быть: внешне, знаково он выше, но в сердце сознавать достоинство подчинённого должен обязательно. Это и есть уважение к подчинённому. Свт. Феофан Затворник говорит об уважении, что «нет труднее сей добродетели, ибо она стоит прямо против самости (эгоизма). Но закон не отменяется ради трудности исполнения. Трудно? – употреби усилие». Противоположное уважению чувство есть презорство, т.е. презрение. Оно плод гордости, высокоумия, самомнения. Такой человек не только всех ставит ниже себя, но считает их ничтожествами.