×

Пестяковский приход



Христос новую Заповедь дал нам: «Любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Мы знаем, что путь любви обретается через терпение и воздержание, через благоустроение, благожелание и благопопечение. Однако надо знать и помнить, что благожелание и вытекающее из него благопопечение может быть плодом пристрастия.

Сердце слепо. Необходимо содействие ума, ум должен распорядиться, разобравшись искренно в конкретном благожелании. Памятуя Господню заповедь: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Некоторым кажется это жестоко, но это не так. К некоторым своим близким у нас присутствует пристрастие – подмена истинной любви, а от этого бывают большие беды. Например, мать так «любит» своего сыночка, что начинает ненавидеть невестку и разрушает семью сына, являя себя фактически врагом своего собственного сына. Классического примера «любви» Отелло к Дездемоне достаточно, чтобы понять, что такое пристрастие и к каким драмам и трагедиям оно приводит. На первом месте должна быть любовь к Богу, Бог есть Любовь. Когда мы обретём эту истинную любовь без подмен и пристрастий, то и затем наша любовь к близким станет истинной любовью. Это надо знать и помнить. Главное, помнить, что сердце слепо, и нужно искренно, не обманывая самого себя, разобраться в своих благожеланиях и вытекающих из них благопопечениях, чтобы содействие исходило не из угождения себе, не из угождения другим, а из истинно христианской любви. Господь сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня и кто со Мной не собирает, тот расточает». Св. Серафим Саровский объясняет это так: любое доброе дело делай ради Христа, все добрые дела не ради Христа делаемые, пользы душе не приносят и ко спасению не приводят. Немало бывает благотворителей, благотворящих из тщеславия, самолюбия и превосходства. Это фарисейское благопопечение бывает в грех и в осуждение. Благопопечению противоположны бесплодные желания, а также противодействие и препятствия успехам, и прямое злодеяние. Всё это – плоды эгоистических страстей. Истинная христианская любовь определяется тремя параметрами: благорасположением, благожеланием, благопопечением. Если отсутствует в человеке хотя бы один из этих параметров, значит нет и любви, или она ещё не созрела, а находится только ещё в зародыше. Падшее сердце не право чувствует, следует «дух правый» обновить в сердце, это значит сердце должно освободиться от пристрастия. Пристрастие характеризуется любовью только к своим – фамусовское: «ну как не порадеть родному человечку?» Внешне кажется, что в пристрастии нет зла, на самом деле оно присутствует и не только по отношению к другим, но и к «родному человечку», оно незаметно сразу, но обнаруживается позднее. Вот почему Господь так категорично сказал: кто любит «родного человечка» больше Его, тот не достоин Его. «Христианину должно всех христиан весть в своё родство и со всеми жить, как с родными, должно довести себя до того, чтобы всех обнимать равною любовью», – говорит свт. Феофан Затворник. (Продолжение следует)