×

Пестяковский приход



Господь говорил, что Он огонь принёс на землю и как бы Он хотел, чтобы он разгорелся. Это огонь ревности человека о Боге. Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, по происхождению был боярином и своим происхождением был приуготовлен к блестящей земной карьере и мог стать богатым, знатным и сильным человеком. Но огонь веры смолоду так силен был в его душе, что он всё оставил ради Христа и со старшим братом ушёл в глухой лес служить Богу. Брат не выдержал этой суровой, жестокой жизни и ушёл.

Преподобный Сергий многими молитвами, постоянной устремлённостью к Богу, мужественным преодолением бесчисленных искушений стяжал истинное христианское устроение души, стяжал огромную благодать Святого Духа. Известны его многие чудеса и исцеления, его прозорливость и смирение. Самым большим чудом было объединение разорённой и порабощённой страны по молитвам этого великого человека.

В. Ключевский писал, что одно имя «татарин» повергало людей в трепет. Дань собиралась нещадно: если нечем платить – отдавай в рабство детей (их сотнями тысяч продавали на невольничьих рынках Азии и Европы), если нет детей – отдавай жену, если и жены уже нет – иди сам… Тысячи людей приходили в полное отчаяние. И толпами шли к преподобному Сергию. Ключевский пишет, что через него прошла вся Русь. Он учил отчаявшихся людей начинать жизнь сначала, учил их укрепляться благодатью Духа Святого. И люди крепли.

Он учил их примером своей жизни и силой своей молитвы. Был он человеком крайне смиренным, скромным и даже незаметным. В Житии описан такой случай: в монастырь приехал некий человек и хотел видеть Сергия. Ему указали на монаха в заплатанной одежде, пропалывающего грядки в огороде, но он не мог поверить, что это знаменитый Сергий и не подходил к нему. И вдруг увидел приехавшего князя, который, соскочив с коня, в ноги поклонился этому деду в заплатках, тогда он понял, что он и есть игумен Сергий, настоятель этого монастыря.

Чтобы спасти свою душу, нужно всю свою падшую природу переделать. И на это уходит вся наша жизнь. Так Господь и устроил: Он тебе даст и сто и двести лет прожить, лишь бы ты трудился над своей душой. Заберёт Он тебя в тот момент, когда поймёт, что ничего лучшего у тебя уже не выйдет, а если дальше будешь жить, то будешь ещё хуже. Если Господь так решит, тогда Он тебя заберёт. А если ты всё время будешь стремиться к лучшему и если это стремление будет настоящее, подлинное, Господь тебе и жизнь твою продлит, и даст тебе возможность усовершенствовать душу и войти в Царство Небесное.

Когда в Иерусалиме упала башня Силоамская и задавила восемь человек, Христос спросил: «Что, они грешнее всех были? Нет. Но если не покаетесь, то и с вами то же будет». Пока человек способен каяться, он способен к исправлению. Поэтому и проповедь Иоанна Крестителя и Господа нашего Иисуса Христа состояла в призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». А причина всех наших бед заключается в гордости. Гордость и в храм не пускает и молиться не даёт. А смиренный человек вообще не скорбит: его утешает благодать Божия.

Будем же просить нашего преподобного Сергия игумена Радонежского о даровании нам способности покаяния, смирения и любви.