×

Пестяковский приход



Любовь к Богу начинается, как ни странно, со страха Божия, который есть начало премудрости: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч.1, 7). Священное Писание часто напоминает нам о великом значении страха Божия, особенно Псалтирь. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33, 12). Это особый страх, причиной которого является не трусость, а ответственность. На определённой ступени духовного восхождения человек начинает остро ощущать близость Бога, а вместе с этим – страх и благоговение.

Действительно ли Бог близко? Божие свойство – всё проницать и всё наполнять, по сказанному: «еда небо и землю не Аз наполняю? – глаголет Господь» (Иерем. 23, 24), и ещё: «Дух Господень исполни вселенную» (Прем. Сол. 1, 17). «И дух Божий носился…» «иже везде сый и вся исполняяй». Господь Абсолютен, движение и покой для Него тождественны. (Движение с бесконечной скоростью движущегося тела равносильно его покою, ибо нет такого места, в котором бы оно не вмещалось в каждое мгновение времени; ясно, что движение и покой здесь тождественны. Бесконечная скорость возможна только в духовном мире. Быстрота умная и есть такая подвижность смысла, когда он присутствует везде и потому в себе покоится).

Духу Божию присуще совмещение абсолютного движения и абсолютного покоя, Бог везде и рядом с нами, как говорит апостол Павел: «Господь близко» (Флп. 4, 5). Когда человек ощутил близость Бога, он становится другим и живёт ответственно: «Авраам ходил перед Богом», «Исаак ходил перед Богом», все святые ходили и ходят перед Богом. Это и есть страх Божий. И когда мы обращаемся к Нему в молитве, Господь любит и слышит каждого из нас, каждого из миллиардов. «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18). И нам надо научиться ходить перед Богом. Молясь, надо знать и помнить, что Господь слышит тебя, и внимает твоему уму и сердцу. Молись внимательно, обращаясь к Богу! Об этом нам напоминают все святые.

Страх Божий является плодом внимательной молитвы. Что мы можем чувствовать, мы грешные и немощные, когда в молитве вдруг ощутим присутствие Бога и своё предстояние перед Ним? Ощутим страх, стыд и благоговение. Без слёз тут не обойтись.

И страх Божий является началом любви к Богу. Свт. Игнатий Брянчанинов для понимания чувства страха Божия даёт такой пример: «Когда мы бываем приглашены земным царём, по его особенному благоволению к нам, то первое чувство, объемлющее нас при представлении ему, есть чувство страха. Оно внушается и величием царского сана, и великолепием обстановки его, и ничтожностью нашего значения перед царём. Постепенно, при благосклонности приёма, страх начинает изглаждаться, уступая чувствам удовольствия и любви».

Обрести страх Господень – это дар Свыше, обретаемый молитвенным трудом! Если не даётся дар, значит трудимся неверно, значит молитвенный труд наш повреждён небрежностью, рассеянностью, показухой, тщеславием, человекоугодием, поэтому молитвенник не чувствует, что Господь внимает ему.

Обретению страха Господня помогает пост и земные поклоны с молитвой. Почему мы не можем сораспяться Христу? Потому, что пригвождены к земле, и не только телом, но и душой пригвождены к земле яствами, хотелками, удовольствиями. Какие уж тут духовные ощущения? А пост и земные поклоны противостоят силе земных наслаждений, отрывает нас от земли, помогает разорвать привычный союз с грехом.