Для человеческого разума совершенно очевидно, что существует бесконечность и вечность. Также совершенно очевидно, что разум неспособен ни понять, ни проигнорировать эти категории. Все мы живём в этом вечном и бесконечном мире, и у нас, по необходимости, складываются осознанные и подсознательные отношения ко всему окружающему нас и к миру в целом. Эти отношения образуют определённые и неопределённые наши соединения, связи со всем окружающим нас миром, создаётся смысловая и интуитивная связь с окружающим нас бесконечным бытием, «религия есть всегда то или иное самоутверждение личности в вечности» (1, с. 96).
Слово религия (religio) происходит от слова religare, что означает связь, соединение человека с вечностью. Это соединение в значительной степени совершенно бессознательно. Религиозное чувство всегда имеет свои корни в бессознательном. Кстати, сфера бессознательного в жизни каждого человека занимает гораздо большее место, чем сфера сознательного. В сферу бессознательного входят все психические соотношения телесных восприятий, всё пережитое личностью и хранящееся в памяти, жизнь предков и национальная культура, молитвы за нас людей, как живых, так и умерших, большая часть воображения, вся огромная жизнь инстинкта и большая часть связанных с ним страстей. Духовная жизнь человека в значительной и неотъемлемой своей части связана с бессознательным и имеет иррациональную природу – это также чувство прекрасного, художественное творчество, совесть, благоговение, интуиция, молитва, вера, чувство долга, чувство чести, героизм, патриотизм, симпатии, антипатии и прочее таковое.
Безрелигиозных людей не бывает, так же как не существует безрелигиозных культур. Есть религия истинная, проверенная тысячелетиями, и принесшая множество добрых плодов и создавшая великую культуру – это христианство. Есть мироотношение истинное, обеспечивающее полноту и красоту бытия, и бывают мироотношения ложные. Есть религии ложные и горькоплодные, приносящие разрушение и кровавые жертвы, например, жертвы коммунистической инквизиции. Религия либерализма и коммунизма – атеизм, эта религия провозглашает: «человек верь, что тебя ждёт вечная смерть». Христианство провозглашает: «человек, верь, что тебя ждёт вечная жизнь». Атеизм утверждает, что человек произошёл от обезьяны, и поэтому что? – возлюби ближнего своего, как самого себя?! Христианство провозглашает, что человек создан Богом, поэтому «возлюби Бога, создавшего тебя, и ближнего своего, как самого себя!» В Моральном кодексе коммунизма записано: «Человек человеку друг, товарищ и брат», а в практике «развитого социализма» получилось так, что «человек человеку – бревно». Моральный-то кодекс взят из Ветхого Завета, начиная с пятой заповеди. Но без исполнения первых четырёх заповедей остальные работать не будут. Вот и получилось «бревно».
Атеистическая религия, как и любая религия, также имеет свои ценности и святыни, своих богов-гениев (Маркс, Энгельс, Ленин) и пророков (Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Фейербах, Конт и Гегель), свои церкви, свои иконы-портреты, гробницы, мощи. Атеистическая религия имеет своё священное писание: сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, диамат, истмат и прочее таковое. В основе атеизма лежит мифология материализма. Атеистическая религия имеет свой догмат, патристику, свою ортодоксию и ереси, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию (ЧК, НКВД). Эта религия имеет и свой «избранный народ» (пролетариат) и свой мессианский идеал коммунизма: от каждого по способностям и каждому по потребностям, правда получилось пока – от каждого по способностям и каждому по морде, по словам Жванецкого. Отрекаясь от истинного Бога, человек непременно творит себе кумира, воздвигает идола. Этим идолам ставят статуи. И если Бог невидим и непостижим, то идол виден, осязаем, понятен, – в этом его огромное преимущество для примитивного сознания, ослеплённого и изнасилованного современной антидиалектической пропагандой, сознания – «растлённого оргиями рационалистической метафизики» (2, с. 223).
Атеизм – это религия либералов и коммунистов. Коммунизм и либерализм – дети одной матери, братья-близнецы. Оба эти течения – плоды европейской буржуазности и секуляризации, с эпохи отступления от христианских ценностей и возрождения язычества и торжества материализма в Европе. При всём своём различии либерализм и коммунизм смыкаются в главном – в жёстком неприятии христианства. Многие считают, что либерализм возник в XVIII и даже в XIX веке, однако истоки его гораздо более ранние, либерализм напрямую связан с возникновением класса буржуазии. Корнями он уходит к эпохе Ренессанса и начинает оформляться, как идеология в эпоху Просвещения. Всё мышление после Средних веков есть либерализм и гуманизм. Как возникло мощное движение либерализма и коммунизма в Европе? После разбойничьего захвата Константинополя и его ограбления европейскими крестоносцами в XIII веке, из Византии в Европу более 60 лет вывозились сокровища: кроме бесценных произведений античности были вывезены десятки тонн золота. Ростовщические конторы Венеции и Генуи стали быстро превращаться в банки, началась широкая торговля деньгами. Страсть к наживе захватила европейскую элиту, «сребролюбие перестало считаться пороком: “Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми”, как говорил один из семейства банкиров Фуггеров: “Я хочу наживиться, пока могу”. Протестантство, кальвинизм откровенно увязывали коммерческую успешность с богоизбранностью» (3, 348). Началась эра капитализма. Резко возрастает потребление, бурно развивается мануфактура, торговля… Жиреющей буржуазии мешает и ненавистной становится христианская мораль и Церковь. «Возрождаются пороки античного язычества. Ослабленное Западное христианство не смогло противостоять влюблённости Запада в языческую античность, «человек постепенно становится тем, во что он с любовью верит и чем он интенсивно живёт». (4, с.234). Сребролюбие – болезнь Иуды Искариотского, – стала болезнью буржуазного Запада, культом стали деньги, удовольствия и телесное наслаждение; «как и во времена язычества, наслаждение провозглашается законным нравственным принципом» (3, с. 344). Одновременно с борьбой против абсолютизма, буржуазия боролась и против Церкви. Это была борьба за свободу (libero – свободный) от Бога, от Божией воли – за своеволие, которое неизбежно приводит к сатанизму. Либерализм – это буржуазная идеология. «Капиталистическая Европа XVI - XIX вв. … породила алогический фидеизм и рационалистический атеизм с его внутренней пустотой и мещанским духовным убожеством» (1, с.118). «Люди, потерявшие веру в Бога, уверяют нас, что ни в неоплатонизме, ни в средневековом богословии нет ровно никакой логики и никакой диалектики, что там область “тьмы и невежества”, а вот де изображения Богоматери в виде своих возлюбленных есть действительно возрождение и внутренне прогнившее духовное мещанство, и слепота, этот жалкий салонный блуд Вольтера и Дидро есть действительно просвещение. Но явно эта преступная клевета рассчитана на полную безмозглость и на то, что люди не станут проверять подобных утверждений самостоятельным изучением данных исторических периодов» (1, с. 273). Рационализм в Европе стремится окончательно изгнать христианскую религию из человеческого сознания.
В эту же историческую эпоху XIII – XVI вв. Россия претерпела татаро-монгольское нашествие, через горнило глубокого и массового покаяния стала Святой Русью, украсившись многочисленными православными монастырями и укрепившись духовно, стала могучей империей, духовной наследницей православной Византии.
Ненависть Запада к ограбленной и поруганной ими Византии, перешла в ненависть их к России. Несмотря на это, русская элита с Петровских реформ старалась во всём подражать Западу. Сначала это было внешнее подражание: в костюме, манерах, языке. Потом стали приобщаться европейскому просвещению, и в XIX веке заразились рационализмом, реализмом, позитивизмом, атеизмом, либерализмом, коммунизмом. Русские либералы абсолютизировали Европу и всё европейское и заразились европейской неприязнью к своей Родине. А со времени вторжения Наполеона в 1812 году, началась информационная война против России, которая затем стала усиливаться и особого накала достигла в XXI веке.
России приписываются «многочисленные злодеяния», на Западе Россию называют «империей зла». В своих блогах «западные обыватели пишут, что они ненавидят Россию настолько сильно, что сами готовы чуть ли не убить себя, лишь бы причинить хоть небольшой вред этой жестокой стране… Их ненависть – не трезвое и взвешенное отношение к российской действительности, а просто плод информационной войны» (5, с. 48-49).
Революция 1917 года ещё более ослабила русский мир, ослабила православие, ослабила национальное самосознание русского народа и укрепила и расширила позиции либералов особенно в хрущёвский и последующие периоды (оппозиция, диссидентство, «перестройка»). Революция была направлена, прежде всего, против буржуазии. Но недаром Герцен в статье «К старому товарищу», которая считается его политическим завещанием, говорит, критикуя утопический замысел социальной революции: «Разрушь буржуазный мир: из развалин, из моря крови – возникнет всё тот же буржуазный мир», с его атеизмом и неравенством. «Революционер и социалист, Герцен…, конечно, хорошо знал, что “буржуазный мир” не вечен, а есть только историческое явление. Но он понял, что этот порядок общежития определён неким духовным состоянием человеческой природы и потому не может быть уничтожен насильственным переворотом. И… прибавляет: Я не боюсь опошленного слова “постепенность”. Он понял вместе с тем основное заблуждение ереси утопизма – замысел осуществить совершенную жизнь “на земле”, т.е. в условиях, по существу, несовершенного состояния мирового бытия» (6, с. 395). В письме к М. Бакунину, своему старому товарищу, он писал, что не верит в “прежние революционные пути” и советует “постепенность в общественном развитии” (7, с. 65).
В советских ВУЗах преподавался так называемый «научный атеизм», основанный на оплёвывании христианства, кто дальше плюнет, тот и доктор «научного атеизма». «Атеизм есть догмат, а не наука. Атеизм есть вид догматического богословия и является предметом истории религии… Это – сфера либерального мышления, чисто капиталистический и мещански-буржуазный принцип… атеизм был оригинальным порождением именно буржуазии, впервые отказавшейся от Бога и отпавшей от Церкви; и тут нет ничего специфически пролетарского» (1, с. 117).
Философия и идеология атеизма зиждется на буржуазной природе материализма. «Научный» материализм, на котором базируется «научный» атеизм и всё мировоззрение и вся идеология либерализма, отвратителен, как обезьяна христианства. «Это даже не буржуазная, а мелкобуржуазная идеология, философия мелких, серых, чёрствых, скупых, бездарных душонок, всего этого тошнотворного марева мелких и холодных эгоистов, относительно которых поневоле призна́ешь русскую революцию не только справедливой, но ещё и малодостаточной. Научный позитивизм и эмпиризм, как и всё это глупое превознесение науки в качестве абсолютно свободного и ни от чего не зависящего знания, есть не что иное, как последнее мещанское растление и обалдение духа, как подлинная, в точном социологическом смысле, мелкобуржуазная идеология. Это паршивый мелкий скряга хочет покорить мир своему ничтожному собственническому капризу. Для этого он и мыслит себе мир как бездушную, механически движущуюся скотину; и для этого он и мыслит себя как хорошего банкира, который путём одних математических вычислений овладевает живыми людьми и живым трудом (иное представление человека о себе самом не позволило бы быть человеку материалистом). Впрочем, предоставлю слово лицу, которое тоже очень хорошо пережило это мещанское, мещански-научное “всё кругом”:
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски-косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное.
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
(З. Гиппиус)
Это лик всякого позитивизма, какими бы научными, логическими, феноменологическими и философскими доводами он ни пользовался» (1, с. 127-128).
Итак, «научный» атеизм обязательно «переходит в атеистическую религию, ибо человек всегда что-либо признаёт истинно-сущим и истинно-ценным. Он всегда стоит в некотором необходимом отношении к Абсолютному, нечто абсолютизирует и нечто релятивизирует» (8, с. 78). Великий инквизитор Ф.М. Достоевского говорит, что эти атеисты – «невольники, хотя и созданы бунтовщиками… Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе, и выгнавшие учителя… но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие… Нет заботы бесправнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» (9, т. 12, с. 304, 301). Преклоняются перед «гениальными» вождями-идолами, «и в этом идолопоклонстве перестают быть людьми и становятся пресмыкающимися» (8, с. 79).
В чём соблазн религии атеизма? ВСЁ ПОЗВОЛЕНО. Если есть только материя и нет Бога, то материя-то и природа ниже нас. Если есть только материя, то мы стоим на её вершине, над нами нет ничего и нам всё позволено. Это религия без благоговения, без сострадания, без стыда, без «сердца», без любви. Это есть религия ненависти и разрушения. Она насквозь лжива и противоречива: утверждая имморализм, она морализирует; утверждая свободу, она всё запрещает и подавляет, превращая страну в ГУЛАГ. Маяковский рисует облик большевика: «С Лениным в башке и с наганом в руке», а о сердце ничего – бессердечность. У христианина во главе Христос, в сердце любовь, и добрые дела в руках. У верующего атеиста в перспективе – вечная смерть, у верующего христианина – вечная жизнь. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), – сказал Господь.
Все люди религиозны во все эпохи и времена, каждый человек имеет определённое мироотношение, определённую веру, невозможно человеку без веры жить. Одни верят в Бога, невидимый духовный мир и загробную жизнь, другие верят только в видимый материальный мир и в вечную смерть. И совершенно справедливо утверждает наш замечательный философ Борис Петрович Вышеславцев: «Атеизм есть банальнейшее миросозерцание, миросозерцание бездарности».
«Поразительным является тот факт, что через 75 лет “вавилонского пленения”, полного торжества марксизма-ленинизма-атеизма, Россия вновь оказалась православной и вектор веры, в отличие от XIX – XX веков, направлен вверх. А всё дело в том, что огромное значение в жизни человека имеет бессознательное» (3, с. 408). Момент истины, близость смерти сметает все искусственные идеологические нагромождения и в человеке «пробуждается дух наших предков», по выражению генерала Д.М. Карбышева. После войны, в Псково-Печерской лавре больше половины монахов были бывшие фронтовики. Их настоятель Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) четыре года сражавшийся на передовой вспоминал: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придёт…» (10, с. 101-102).
ЛИТЕРАТУРА
- Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. М., 1993.
- Протоиерей Игорь Иудин. Россия и мысленный волк. Н. Новгород, 2018.
- Ильин И.А. Кризис безбожия. М., 2005.
- Иудин А.А., Рюмин А.Н., Шпилёв Д.А. Информационная война в интернете: западные обыватели о России. Н. Новгород, 2011.
- Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.
- Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб. 1895.
- Епископ Тихон (Шевкунов). Не святые святые и другие рассказы. М., 2011.