×

Пестяковский приход



Для человеческого разума совершенно очевидно, что существует бесконечность и вечность. Также совершенно очевидно, что разум неспособен ни понять, ни проигнорировать эти категории. Все мы живём в этом вечном и бесконечном мире, и у нас, по необходимости, складываются осознанные и подсознательные отношения ко всему окружающему нас и к миру в целом. Эти отношения образуют определённые и неопределённые наши соединения, связи со всем окружающим нас миром, создаётся смысловая и интуитивная связь с окружающим нас бесконечным бытием, «религия есть всегда то или иное самоутверждение личности  в   вечности» (1, с. 96).

Слово религия (religio) происходит от слова religare, что означает связь, соединение человека с вечностью. Это соединение в значительной степени совершенно бессознательно. Религиозное чувство всегда имеет свои корни в бессознательном. Кстати, сфера бессознательного в жизни каждого человека занимает гораздо большее место, чем сфера сознательного. В сферу бессознательного входят все психические соотношения телесных восприятий, всё пережитое личностью и хранящееся в памяти, жизнь предков и национальная культура, молитвы за нас людей, как живых, так и умерших, большая часть воображения, вся огромная жизнь инстинкта и большая часть связанных с ним страстей. Духовная жизнь человека в значительной и неотъемлемой своей части связана с бессознательным и имеет иррациональную природу – это также чувство прекрасного, художественное творчество, совесть, благоговение, интуиция, молитва, вера, чувство долга, чувство чести, героизм, патриотизм, симпатии, антипатии и прочее таковое.

Безрелигиозных людей не бывает, так же как не существует безрелигиозных культур. Есть религия истинная, проверенная тысячелетиями, и принесшая множество добрых плодов и создавшая великую культуру – это христианство. Есть мироотношение истинное, обеспечивающее полноту и красоту бытия, и бывают мироотношения ложные. Есть религии ложные и горькоплодные, приносящие разрушение и кровавые жертвы, например, жертвы коммунистической инквизиции. Религия либерализма и коммунизма – атеизм, эта религия провозглашает: «человек верь, что тебя ждёт вечная смерть». Христианство провозглашает: «человек, верь, что тебя ждёт вечная жизнь». Атеизм утверждает, что человек произошёл от обезьяны, и поэтому что? – возлюби ближнего своего, как самого себя?! Христианство провозглашает, что человек создан Богом, поэтому «возлюби Бога, создавшего тебя, и ближнего своего, как самого себя!» В Моральном кодексе коммунизма записано: «Человек человеку друг, товарищ и брат», а в практике «развитого социализма» получилось так, что «человек человеку – бревно». Моральный-то кодекс взят из Ветхого Завета, начиная с пятой заповеди. Но без исполнения первых четырёх заповедей остальные работать не будут. Вот и получилось «бревно».

Атеистическая религия, как и любая религия, также имеет свои ценности и святыни, своих богов-гениев (Маркс, Энгельс, Ленин) и пророков (Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Фейербах, Конт и Гегель), свои церкви, свои иконы-портреты, гробницы, мощи. Атеистическая религия имеет своё священное писание: сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, диамат, истмат и прочее таковое. В основе атеизма лежит мифология материализма. Атеистическая религия имеет свой догмат, патристику, свою ортодоксию и ереси, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию (ЧК, НКВД). Эта религия имеет и свой «избранный народ» (пролетариат) и свой мессианский идеал коммунизма: от каждого по способностям и каждому по потребностям, правда получилось пока – от каждого по способностям и каждому по морде, по словам Жванецкого. Отрекаясь от истинного Бога, человек непременно творит себе кумира, воздвигает идола. Этим идолам ставят статуи. И если Бог невидим и непостижим, то идол виден, осязаем, понятен, – в этом его огромное преимущество для примитивного сознания, ослеплённого и изнасилованного современной антидиалектической пропагандой, сознания – «растлённого оргиями рационалистической метафизики» (2, с. 223).

Атеизм – это религия либералов и коммунистов. Коммунизм и либерализм – дети одной матери, братья-близнецы. Оба эти течения – плоды европейской буржуазности и секуляризации, с эпохи отступления от христианских ценностей и возрождения язычества и торжества материализма в Европе. При всём своём различии либерализм и коммунизм смыкаются в главном – в жёстком неприятии христианства. Многие считают, что либерализм возник в XVIII и даже в XIX веке, однако истоки его гораздо более ранние, либерализм напрямую связан с возникновением класса буржуазии. Корнями он уходит к эпохе Ренессанса и начинает оформляться, как идеология в эпоху Просвещения. Всё мышление после Средних веков есть либерализм и гуманизм. Как возникло мощное движение либерализма и коммунизма в Европе? После разбойничьего захвата Константинополя и его ограбления европейскими крестоносцами в XIII веке, из Византии в Европу более 60 лет вывозились сокровища: кроме бесценных произведений античности были вывезены десятки тонн золота. Ростовщические конторы Венеции и Генуи стали быстро превращаться в банки, началась широкая торговля деньгами. Страсть к наживе захватила европейскую элиту, «сребролюбие перестало считаться пороком: “Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми”, как говорил один из семейства банкиров Фуггеров: “Я хочу наживиться, пока могу”. Протестантство, кальвинизм откровенно увязывали коммерческую успешность с богоизбранностью» (3, 348). Началась эра капитализма. Резко возрастает потребление, бурно развивается мануфактура, торговля… Жиреющей буржуазии мешает и ненавистной становится христианская мораль и Церковь. «Возрождаются пороки античного язычества. Ослабленное Западное христианство не смогло противостоять влюблённости Запада в языческую античность, «человек постепенно становится тем, во что он с любовью верит и чем он интенсивно живёт». (4, с.234). Сребролюбие – болезнь Иуды Искариотского, – стала болезнью буржуазного Запада, культом стали деньги, удовольствия и телесное наслаждение; «как и во времена язычества, наслаждение провозглашается законным нравственным принципом» (3, с. 344). Одновременно с борьбой против абсолютизма, буржуазия боролась и против Церкви. Это была борьба за свободу (libero – свободный) от Бога, от Божией воли – за своеволие, которое неизбежно приводит к сатанизму. Либерализм – это буржуазная идеология. «Капиталистическая Европа XVI - XIX вв. … породила алогический фидеизм и рационалистический атеизм с его внутренней пустотой и мещанским духовным убожеством» (1, с.118). «Люди, потерявшие веру в Бога, уверяют нас, что ни в неоплатонизме, ни в средневековом богословии нет ровно никакой логики и никакой диалектики, что там область “тьмы и невежества”, а вот де изображения Богоматери в виде своих возлюбленных есть действительно возрождение и внутренне прогнившее духовное мещанство, и слепота, этот жалкий салонный блуд Вольтера и Дидро есть действительно просвещение. Но явно эта преступная клевета рассчитана на полную безмозглость и на то, что люди не станут проверять подобных утверждений самостоятельным изучением данных исторических периодов» (1, с. 273). Рационализм в Европе стремится окончательно изгнать христианскую религию из человеческого сознания.

В эту же историческую эпоху XIII – XVI вв. Россия претерпела татаро-монгольское нашествие, через горнило глубокого и массового покаяния стала Святой Русью, украсившись многочисленными православными монастырями и укрепившись духовно, стала могучей империей, духовной наследницей православной Византии.

Ненависть Запада к ограбленной и поруганной ими Византии, перешла в ненависть их к России. Несмотря на это, русская элита с Петровских реформ старалась во всём подражать Западу. Сначала это было внешнее подражание: в костюме, манерах, языке. Потом стали приобщаться европейскому просвещению, и в XIX веке заразились рационализмом, реализмом, позитивизмом, атеизмом, либерализмом, коммунизмом. Русские либералы абсолютизировали Европу и всё европейское и заразились европейской неприязнью к своей Родине. А со времени вторжения Наполеона в 1812 году, началась информационная война против России, которая затем стала усиливаться и особого накала достигла в XXI веке.

России приписываются «многочисленные злодеяния», на Западе Россию называют «империей зла». В своих блогах «западные обыватели пишут, что они ненавидят Россию настолько сильно, что сами готовы чуть ли не убить себя, лишь бы причинить хоть небольшой вред этой жестокой стране… Их ненависть – не трезвое и взвешенное отношение к российской действительности, а просто плод информационной войны» (5, с. 48-49).

Революция 1917 года ещё более ослабила русский мир, ослабила православие, ослабила национальное самосознание русского народа и укрепила и расширила позиции либералов особенно в хрущёвский и последующие периоды (оппозиция, диссидентство, «перестройка»). Революция была направлена, прежде всего, против буржуазии. Но недаром Герцен в статье «К старому товарищу», которая считается его политическим завещанием, говорит, критикуя утопический замысел социальной революции: «Разрушь буржуазный мир: из развалин, из моря крови – возникнет всё тот же буржуазный мир», с его атеизмом и неравенством. «Революционер и социалист, Герцен…, конечно, хорошо знал, что “буржуазный мир” не вечен, а есть только историческое явление. Но он понял, что этот порядок общежития определён неким духовным состоянием человеческой природы и потому не может быть уничтожен насильственным переворотом. И… прибавляет: Я не боюсь опошленного слова “постепенность”. Он понял вместе с тем основное заблуждение ереси утопизма – замысел осуществить совершенную жизнь “на земле”, т.е. в условиях, по существу, несовершенного состояния мирового бытия» (6, с. 395). В письме к М. Бакунину, своему старому товарищу, он писал, что не верит в “прежние революционные пути” и советует “постепенность в общественном развитии” (7, с. 65).

В советских ВУЗах преподавался так называемый «научный атеизм», основанный на оплёвывании христианства, кто дальше плюнет, тот и доктор «научного атеизма». «Атеизм есть догмат, а не наука. Атеизм есть вид догматического богословия и является предметом истории религии… Это – сфера либерального мышления, чисто капиталистический и мещански-буржуазный принцип… атеизм был оригинальным порождением именно буржуазии, впервые отказавшейся от Бога и отпавшей от Церкви; и тут нет ничего специфически пролетарского» (1, с. 117).

Философия и идеология атеизма зиждется на буржуазной природе материализма. «Научный» материализм, на котором базируется «научный» атеизм и всё мировоззрение и вся идеология либерализма, отвратителен, как обезьяна христианства. «Это даже не буржуазная, а мелкобуржуазная идеология, философия мелких, серых, чёрствых, скупых, бездарных душонок, всего этого тошнотворного марева мелких и холодных эгоистов, относительно которых поневоле призна́ешь русскую революцию не только справедливой, но ещё и малодостаточной. Научный позитивизм и эмпиризм, как и всё это глупое превознесение науки в качестве абсолютно свободного и ни от чего не зависящего знания, есть не что иное, как последнее мещанское растление и обалдение духа, как подлинная, в точном социологическом смысле, мелкобуржуазная идеология. Это паршивый мелкий скряга хочет покорить мир своему ничтожному собственническому капризу. Для этого он и мыслит себе мир как бездушную, механически движущуюся скотину; и для этого он и мыслит себя как хорошего банкира, который путём одних математических вычислений овладевает живыми людьми и живым трудом (иное представление человека о себе самом не позволило бы быть человеку материалистом). Впрочем, предоставлю слово лицу, которое тоже очень хорошо пережило это мещанское, мещански-научное “всё кругом”:

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски-косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное.
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

(З. Гиппиус)

Это лик всякого позитивизма, какими бы научными, логическими, феноменологическими и философскими доводами он ни пользовался» (1, с. 127-128).

Итак, «научный» атеизм обязательно «переходит в атеистическую религию, ибо человек всегда что-либо признаёт истинно-сущим и истинно-ценным. Он всегда стоит в некотором необходимом отношении к Абсолютному, нечто абсолютизирует и нечто релятивизирует» (8, с. 78). Великий инквизитор Ф.М. Достоевского говорит, что эти атеисты – «невольники, хотя и созданы бунтовщиками… Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе, и выгнавшие учителя… но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие… Нет заботы бесправнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» (9, т. 12, с. 304, 301). Преклоняются перед «гениальными» вождями-идолами, «и в этом идолопоклонстве перестают быть людьми и становятся пресмыкающимися» (8, с. 79).

В чём соблазн религии атеизма? ВСЁ ПОЗВОЛЕНО. Если есть только материя и нет Бога, то материя-то и природа ниже нас. Если есть только материя, то мы стоим на её вершине, над нами нет ничего и нам всё позволено. Это религия без благоговения, без сострадания, без стыда, без «сердца», без любви. Это есть религия ненависти и разрушения. Она насквозь лжива и противоречива: утверждая имморализм, она морализирует; утверждая свободу, она всё запрещает и подавляет, превращая страну в ГУЛАГ. Маяковский рисует облик большевика: «С Лениным в башке и с наганом в руке», а о сердце ничего – бессердечность. У христианина во главе Христос, в сердце любовь, и добрые дела в руках. У верующего атеиста в перспективе – вечная смерть, у верующего христианина – вечная жизнь. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), – сказал Господь.

Все люди религиозны во все эпохи и времена, каждый человек имеет определённое мироотношение, определённую веру, невозможно человеку без веры жить. Одни верят в Бога, невидимый духовный мир и загробную жизнь, другие верят только в видимый материальный мир и в вечную смерть. И совершенно справедливо утверждает наш замечательный философ Борис Петрович Вышеславцев: «Атеизм есть банальнейшее миросозерцание, миросозерцание бездарности».

«Поразительным является тот факт, что через 75 лет “вавилонского пленения”, полного торжества марксизма-ленинизма-атеизма, Россия вновь оказалась православной и вектор веры, в отличие от XIX – XX веков, направлен вверх. А всё дело в том, что огромное значение в жизни человека имеет бессознательное» (3, с. 408). Момент истины, близость смерти сметает все искусственные идеологические нагромождения и в человеке «пробуждается дух наших предков», по выражению генерала Д.М. Карбышева. После войны, в Псково-Печерской лавре больше половины монахов были бывшие фронтовики. Их настоятель Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) четыре года сражавшийся на передовой вспоминал: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придёт…» (10, с. 101-102).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. М., 1994.
  2. Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. М., 1993.
  3. Протоиерей Игорь Иудин. Россия и мысленный волк. Н. Новгород, 2018.
  4. Ильин И.А. Кризис безбожия. М., 2005.
  5. Иудин А.А., Рюмин А.Н., Шпилёв Д.А. Информационная война в интернете: западные обыватели о России. Н. Новгород, 2011.
  6. Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.
  7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
  8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  9. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб. 1895.
  10. Епископ Тихон (Шевкунов). Не святые святые и другие рассказы. М., 2011.