×

Пестяковский приход



Народная мудрость на Руси передаётся из поколения в поколение с детства через сказки. Сергей Есенин вспоминает:

«В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт…»

Русская сказка вся проникнута певучим добродушием. Во многих русских сказках героем является Иванушка-дурачок. У Ершова в сказке конёк-горбунок: «Старший умный был детина, средний был — и так, и сяк, а младший вовсе был дурак». Умный дурак — это специфически русский тип, — не дурак вовсе, а «инверсия мудрецу» (1). Он способен подсмеиваться над своими недостатками, не видя в том никакого ущемления своему достоинству, всегда благодушен, «никому не досаждает, никого не осуждает, и всем — моё почтение».

Михаил Пришвин рассуждает о себе так: «Я всего скорей прост и глуп, как Иван Дурак, а Иван Дурак — открытая душа, жизнерадостный, «качественный», спокойный и твёрдый в своих понятиях человек. Такой простец … каждый шаг поверяет «высоким» (идеей блага), оправдывая своё поведение общей идеей ценности. Конечно, со стороны это «средние люди», которые и живы-то тем, что имеют смелость жить вопреки всему, всем бедам и горестям, что преисполнены простотой чувства радости жизни».

Прост — это значит прям, открыт, непринуждён, т.е. свободен в своём выборе. Простота — это самостояние вопреки всему и всем бедам назло. «Всем нам завещано от века/ По воле Бога Самого/ Самостоянье человека/— Залог величия его». (А.С. Пушкин).

В животном мире всё гораздо проще: врождённые инстинкты и рефлексы в течение одного года превращают котёнка в кошку, и в первый же год она рожает потомство. Человек же долго учится прямо ходить, долго учится говорить. Но если ему не дать понятий о добре и зле, он будет жить, как демон. Чтобы обрести «чувство радости жизни», стать «прямым, свободным и непринуждённым в своём выборе» человеком, его с младенчества приобщают к Богу, в том числе и через сказки. Без Бога и Христа «самостоять» человеку не на чем.

Самостояние — не гарантия, а именно залог величия человека. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, народ, взятый в удел» (1-е Пет. 2, 9). О слишком «умных детинах» есть такое выражение: «Ум за разум зашёл». Святые отцы говорят, что ум и разум — разные вещи: ум (по-гречески «нус») принадлежит духу человека, а разум («рацио») — принадлежность души. В естественном состоянии ум устремлён к Богу, ощущает Бога, связывает с Ним. Разум предназначен для познания Бога через видения ума. В естественном состоянии разум подчинён уму и словесно выражает ощущения ума. (2, с. 114).

Мир наш находится в противоестественном состоянии (о чём свидетельствуют мировые войны, революции, извращения, тупиковые проблемы). В противоестественном состоянии ум теряет Бога, угасает и затмевается разумом. Оторванность от Бога помрачает разум, гипертрофирует его роль, разум заболевает гордыней. Когда самонадеянный, безблагодатный разум дерзает найти и определить Бога, то в результате получаем деизм, пантеизм и всевозможные ереси. Это случается, когда «ум за разум заходит». Эти «разумные определения Бога» мы находим у Бенедикта Спинозы, Гегеля, Лютера. Ещё хуже, когда за это дело поиска и определения Бога берётся самонадеянный и самоуверенный рассудок. «Назначение рассудка — познание вещей материальных, конечных» (2, с. 117-119). Являясь лишь одной из энергий личности, «рассудок, в том случае, когда ему отводится первенствующее место в духовном бытии человека, последовательно доходит до того, что начинает бороться со своим источником, т.е. личным началом. Доходя, как он мнит, до последних высот, нисходя, как ему кажется, до последних бездн, он стремится нащупать пределы бытия, чтобы всему дать собственное ему «определение», и, не достигая этой цели своей, ниспадает в изнеможении и решает: «Бога нет!» Потом, продолжая борьбу за преобладание, с дерзостью, а вместе и с тоской говорит: «Если есть Бог, то как могу я согласиться, что этот Бог не я?» (Это выражение принадлежит одному из тех, кто шёл таким путём) … «Я исследовал всё и нигде не нашёл большего себя, следовательно, я Бог» … Это последняя глубина падения и мрака» (3, с. 175-176). Когда самонадеянный, безблагодатный рассудок дерзает найти и определить Бога, он неизбежно приходит к атеизму или самообожению. Это «самые умные гениальные детины» К. Маркс, В. Ленин, Ф. Ницше, Фрейд и им подобные.

Рассудок рассуждает, разум формулирует и выражает, ум — мыслит. Мартин Хайдеггер довольно точно определил созерцающую работу ума: «Мышление есть слушание, которое рассматривает». В естественном состоянии ум прилепляется к Богу и слышит Его, разум выражает слышания ума, ум не рождает чудовищ, рассудок решает земные задачи, а на сердце водворяется мир и любовь что мы и видим у героев русских сказок.

«Старший умный был детина, … младший вовсе был дурак». Почему в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается в итоге умным, а умный брат в итоге – жалкий дурак? «Дурак – это умный наоборот. Но умный, … решимся сказать: очень умный. Не исполнитель он, а творец. Он начинает действовать, но действует поначалу словом: «По щучьему велению, по моему хотению…» (4, с. 204). Это в сказке, а в жизни действует словом молитвы, и без молитвы никакого дела не начинает, и потом дело делает с помощью Божией. И Бог ему в помощь! Он скрывает свой ум самоукорением, насмешкой над собой, юмором. Умничает же лишённый чувства юмора, самонадеянный и недалёкий педант, как правило, атеист, в своей гордыне полагающий, что он всё знает, как надо, изрекая прописные истины и банальности, действует самоуверенно и без оглядки. Самый страшный тип, особливо во власти. «…Дурак по-старинке сидит в запечье, лузгает семечки да изрекает невнятное нечто, являя собою «выжидающий характер русского народа». А что изрекает – неслышно. До поры до времени» (4, с. 207).

Русское сознание – в массе – знает, что Бог – благ, а бес – умён, и хочет со всеми быть благим и добрым, и, скрывая свой ум, не хочет уподобляться бесу. Интересны наблюдения В.О. Ключевского о северных и южных русских: «И москаль, и хохол хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй – умным» (5, т.9, с. 394). Наверное, поэтому хохлы так рвутся в начальники (в армии – в сержанты). «Чтобы править людьми, нужно считать себя умнее всех, т.е. часть признавать больше целого, а т.к. это глупость, то править людьми могут только дураки» (5, т. 9, с. 394), к сожалению, русские стараются избегать управления над людьми, и это наше слабое место – ставить над собой в начальники инородцев.

Литература:

  1. Коняев Н.М., Коняева М.В. Русский хронограф. М., 2008.
  2. Прот. Игорь Иудин. Нравственное богословие. Н. Новгород, 2014.
  3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Св. гора Афон., 2004.
  4. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб, 1907.
  5. Ключевский В.О. Собр. Соч. в 9 томах. М., 1988.