×

Пестяковское благочиние



С Рождеством Христовым!

Люди настолько привыкли к этому ежегодному празднику, что совсем не думают о его великом смысле. Атеизм пытается затмить и заменить этот праздник празднованием Нового года. На Западе дошли до того, что не упоминается Имя Христа, а просто празднуется какой-то абстрактный праздник с Дедом Морозом вместо Христа, да и дед-то у них в этом году стал гомосексуалистом. Невольно вспоминаются слова Господа о втором Его пришествии: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» Но в России вера во Христа, слава Богу, остаётся неповреждённой, и Православие до сих пор являет силу русского духа.

Рождество Христа – величайшее из чудес! Вочеловечился Бог! О явлении Сына Божия говорили пророки и за 1500 лет до Рождества и за 700 лет до Рождества Христова: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дево во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (т.е. с нами Бог) (Мф. 1, 23). «Мир смешался с Богом, и творение с Творцом сделались едино! Хвала Тебе за Твой непостижимый Промысл! Поистине, велика тайна сия!» – восклицает святой Исаак Сириянин. Сам Бог Иисус Христос непреложно смешался с естеством человеческим «так, чтобы и Самому стать человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собою. Он премудро разделил века, одни предназначив на осуществление того, чтобы Ему стать человеком, а другие – на осуществление того, чтобы человека сделать богом» (Св. Максим Исповедник). Как говорили св. Афанасий Великий и св. Григорий Богослов: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Рождество Христово разделило человечество на две исторические и смысловые части. Первая часть веков относится к таинству Вочеловечения Бога – Божие снисхождение к людям, а вторая часть веков относятся к благодати человеческого обожения – восхождение людей к Богу. Века плоти, в которые мы живём здесь на земле, мы имеем возможность творить добрые дела. «Века же Духа, которые наступят после настоящей жизни, относятся к страдательному преображению нас». Страдательное преображение – это пассивное преображение, не зависимое от нас, а полностью зависимое от Бога. Здесь на земле мы можем преображать себя через доброделание, через самоотречение, через преодоление соблазнов с помощью Божией, подготавливая себя к страдательному обожению по разлучении души с телом. Чем больше мы успеем в добродетели в земной жизни, тем восприимчивее будем к Божией благодати в пакибытии. Ибо св. Максим Исповедник говорит: «Одной только Божественной благодати по природе свойственно соответственно восприимчивости сущих даровать обожение, просвещая естество превышеестественным Светом и делая его, по преизобилии славы, превышающим собственные пределы».

Там мы будем лишены возможности делать добрые дела. «После смерти тела душа находится в страдательном состоянии и не перестаёт подвергаться обожению …». В грядущие за земными веках мы будем находиться в страдательном состоянии (т.е. в пассивном состоянии), подвергаясь обожению. Возможность активной деятельной подготовки к обожению дана нам здесь на земле, как это особенно являют среди верующих христиан святые, что значительно облегчает страдательное обожение в пакибытии и делает его радостным. У людей же, далёких от заповедей Божиих, страдательное положение в пакибытии будет мучительным.

Здесь на земле мы имеем возможность избавиться от осуждения, от клеветы, от зависти, от раздражения, от похотей и пр. А там – что одна душа подумала, другая уже знает. (На горе Фавор, во время Преображения Господа, апостолы безошибочно определили, что с Христом беседуют пророки Моисей и Илия, хотя никогда их не видели). Поэтому будем стараться жить по заповедям Христовым, и спешить делать добрые дела. А какое самое первое и главное доброе дело? Молитва! Без искренней и сердечной молитвы добрых дел не бывает.