×

Пестяковское благочиние



“Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область”, ч. 2. – М.: Наука, 2000. – 776 с.

ПЕСТЯКОВСКИЙ РАЙОН

БЕКЛЕМИЩИ

ЦЕРКОВЬ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И ЧА­СОВНЯ, 1-я треть 19 в.

Расположенная на краю села, у клад­бища церковь со стоящей рядом часов­ней видна издалека в окрестном пейза­же. Кирпичные церковь (1823-32) и ча­совня (1823) возведены на месте сгорев­ших в 1823 г. двух деревянных храмов, известных с 1760 г. Выразительный па­мятник позднего классицизма.

Четверик церкви увенчан световой ротондой, покрытой куполом и завер­шенной небольшой луковичной главкой на высокой цилиндрической шее. При­мыкающая с востока апсида - полукруг­лая. Трапезная под двускатной кровлей шире храма; она соединена узким при­твором с невысокой стройной колоколь­ней, состоящей их двух четырехгранных ярусов и полуяруса и низкого цилиндри­ческого резонатора, завершение - ана­логично храму.

Боковые фасады церкви украшены четырехколонными фронтонными пор­тиками со столбами по краям, создаю­щими ощущение портика в антах. Дру­гие детали декора - замковые камни оконных перемычек, фрагменты рус­товки, прямоугольные ниши, неслож­ные карнизы. Особую выразительность и масштаб придают зданию большие прямоугольные окна ротонды, апсиды и трапезной. В колокольне все проемы арочные. Два ее нижних яруса рустованы, верхний из них (полуярус) завершен пологими фронтончиками, ярус звона украшен полуколоннами и замковым камнем в архивольтах, карниз в нижнем ярусе - на модульонах.

В интерьере храм перекрыт сфери­ческим куполом, квадратная двустолпная трапезная - системой коробовых сводов. На стенах фрагментарно сохра­нились росписи масляными красками, исполненные художником И.В. Белоусовым в нач. 20 в., о чем имеется запись на стене храма.

Типичная для провинции роспись в позднеакадемической манере включает довольно необычные сюже­ты. В куполе помещена нетрадиционная для этого места композиция "Покров Богородицы", барабан отделен от купо­ла и стен орнаментальными фризами, простенки также расписаны орнамен­том. На парусах в овальных медальо­нах - евангелисты. На боковых стенах в люнетах написаны проповеди Христа, на западной - редкая композиция "Со­бор Трех Святителей". Между окнами на стенах написаны орнаментальные филенки. Колорит холодный, разбелен­ный.

Сохранился каркас иконостаса сер. 19 в. в духе классицизма. Трехъярусная композиция, крайние грани которой слегка заходят на боковые стены, разде­лена крепованными карнизами с мелки­ми сухариками. Верхний ярус декориро­ван овальными иконами, украшенными резными лентами и свешивающимися гирляндами. Иконы отделялись друг от друга узкими каннелированными пиля­страми. В трапезной уцелели два карка­са придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. в духе эклектики. Одноярусные соору­жения завершены трехлопастной аркой.

Часовня - небольшое сооружение в строгих формах классицизма. Квадрат­ная в плане, она покрыта высоким, во­гнутым у начала подъема куполом. Не­большому объему здания придают ос­новательность широкие угловые лопатки и карниз с уплощенным фризом с сухариками в завершении. Ложные ок­на на трех фасадах обрамлены налич­никами. На западном фасаде - проем входа.

Березин, Добронравов, 1898, с. 472.