×

Пестяковский приход

“Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область”, ч. 2. – М.: Наука, 2000. – 776 с.

ПЕСТЯКОВСКИЙ РАЙОН

БЕКЛЕМИЩИ

ЦЕРКОВЬ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА И ЧА­СОВНЯ, 1-я треть 19 в.

Расположенная на краю села, у клад­бища церковь со стоящей рядом часов­ней видна издалека в окрестном пейза­же. Кирпичные церковь (1823-32) и ча­совня (1823) возведены на месте сгорев­ших в 1823 г. двух деревянных храмов, известных с 1760 г. Выразительный па­мятник позднего классицизма.

Четверик церкви увенчан световой ротондой, покрытой куполом и завер­шенной небольшой луковичной главкой на высокой цилиндрической шее. При­мыкающая с востока апсида - полукруг­лая. Трапезная под двускатной кровлей шире храма; она соединена узким при­твором с невысокой стройной колоколь­ней, состоящей их двух четырехгранных ярусов и полуяруса и низкого цилиндри­ческого резонатора, завершение - ана­логично храму.

Боковые фасады церкви украшены четырехколонными фронтонными пор­тиками со столбами по краям, создаю­щими ощущение портика в антах. Дру­гие детали декора - замковые камни оконных перемычек, фрагменты рус­товки, прямоугольные ниши, неслож­ные карнизы. Особую выразительность и масштаб придают зданию большие прямоугольные окна ротонды, апсиды и трапезной. В колокольне все проемы арочные. Два ее нижних яруса рустованы, верхний из них (полуярус) завершен пологими фронтончиками, ярус звона украшен полуколоннами и замковым камнем в архивольтах, карниз в нижнем ярусе - на модульонах.

В интерьере храм перекрыт сфери­ческим куполом, квадратная двустолпная трапезная - системой коробовых сводов. На стенах фрагментарно сохра­нились росписи масляными красками, исполненные художником И.В. Белоусовым в нач. 20 в., о чем имеется запись на стене храма.

Типичная для провинции роспись в позднеакадемической манере включает довольно необычные сюже­ты. В куполе помещена нетрадиционная для этого места композиция "Покров Богородицы", барабан отделен от купо­ла и стен орнаментальными фризами, простенки также расписаны орнамен­том. На парусах в овальных медальо­нах - евангелисты. На боковых стенах в люнетах написаны проповеди Христа, на западной - редкая композиция "Со­бор Трех Святителей". Между окнами на стенах написаны орнаментальные филенки. Колорит холодный, разбелен­ный.

Сохранился каркас иконостаса сер. 19 в. в духе классицизма. Трехъярусная композиция, крайние грани которой слегка заходят на боковые стены, разде­лена крепованными карнизами с мелки­ми сухариками. Верхний ярус декориро­ван овальными иконами, украшенными резными лентами и свешивающимися гирляндами. Иконы отделялись друг от друга узкими каннелированными пиля­страми. В трапезной уцелели два карка­са придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. в духе эклектики. Одноярусные соору­жения завершены трехлопастной аркой.

Часовня - небольшое сооружение в строгих формах классицизма. Квадрат­ная в плане, она покрыта высоким, во­гнутым у начала подъема куполом. Не­большому объему здания придают ос­новательность широкие угловые лопатки и карниз с уплощенным фризом с сухариками в завершении. Ложные ок­на на трех фасадах обрамлены налич­никами. На западном фасаде - проем входа.

Березин, Добронравов, 1898, с. 472.

Рубрика «Читая Евангелие»

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 3-11).

Подробнее...

«И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи и тело – одежды. … Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудеваемое на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 22-23, 31-40).

Подробнее...

«Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Подробнее...

Господь обличал фарисеев и предостерегал Своих учеников от «фарисейской закваски». К сожалению, ныне немало фарисействующих христиан, перетолковывающих Евангелие для самооправдания, для оправдания своих слабостей. Например, не хочется поститься. Тут же находит «оправдание» в Евангелии: «Не то оскверняет человека, что входит в уста его…». Но осквернение уст и пост – разные вещи, Христос Своим примером показал необходимость поста.

Подробнее...

«Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 1-11).

Подробнее...