×

Пестяковское благочиние



Исследование истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы, предложенное доктором философских наук Н.А.Бенедиктовым, чрезвычайно интересно. Исходной точкой праздника автор справедливо признаёт факт видения св. блж. Андрея во Влахернском Константинопольском храме, бывшего 1 октября примерно в 911 году, когда над молящимся церковным людом, Богородица распростерла Свой амофор, Свой покров и Своё покровительство. Однако это событие не стало праздником ни в греческой церкви, ни в церквах других православных стран. А стало Великим праздником единственно только на Руси через 250 лет после события видения. Но учреждён этот праздник св. Андреем Боголюбским не в 1164 году, как пишет автор, а в 1167 году. В 1164 году в день праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня произошло кровопролитное сражение войска блг. вел. кн. Андрея с камскими булгарами. В этот же день войска Мануила Константинопольского победили в трудной битве агарян. И в том и в другом случае были знамения от икон Спасителя и Божией Матери перед битвой и была явная помощь Божия православным воинствам. По взаимному согласованию в этот день победы 1 августа был учреждён праздник в греческой и русской церквах Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник совмещён с праздником Изнесения Древ Креста и называется в просторечии Первым Спасом, или ещё медовым Спасом. Борьба Северо-Восточной Руси с камскими булгарами была длительной и трудной. В битве 1 августа 1164 года погиб любимый сын князя Андрея Боголюбского. В память о нём великий князь заложил храм Покрова на Нерли. Т.е. официального церковного праздника Покрова ещё не было, но покровительство Божией Матери, Её покров православный русский люд уже свидетельствовал. Вероятно св. блж. Андрей юродивый был тезоименитым святым блг. вел. кн. Андрея Боголюбского. В 1167 году, когда храм Богородицы на Нерли был построен, по согласованию с митрополитом Киевским и всея Руси, Андрей Боголюбский учреждает праздник Покрова Божией Матери в день видения 1 октября. (После Куликовской битвы блг. вел. кн. Дмитрий Донской торжественно вошёл в Москву, как победитель, 1 октября 1380г.)

Бенедиктов Н.А.

Неожиданности привычного.

Любому нижегородцу праздник Покрова 1\14 октября кажется привычным и родным. Покровские улицы – Большая и малая, ежегодный большой праздник, церковь Покрова на Нерли (в Москву едешь – храм видно), нередкая фамилия Покровские (к примеру, академик архитектуры Покровский – автор здания банка на Покровке и церкви на так называемом Бугровском кладбище). У многих добавятся свои дополни-тельные ассоциации. Есть они и у меня: теща на Покров родилась, дед был последним священником храма Покрова Пресвятой Богородицы, по названию прихода давшего имя и улицам Покровским. Толкнуло что-то, и сунулся в справочники узнать смысл праздника Покрова. Признаться, был очень удивлен: о празднике пишут кто во что горазд. И сразу начались неожиданности и загадки. Пишут: снег впервые покрывает землю, отсюда и Покров. И в то же время описывают исток праздника в Византии. Какой же снег в октябре в современной Турции, расположенной на территории ушедшей Византии?! И второй вопрос возникает тут же: событие-исток праздника – явление богородицы с покровом защиты над молящимися – произошло в Византии, однако праздник только русский!? В одном православном справочнике прочитал даже такое изумительное сообщение: русские в 860 году осаждали Константинополь, но богородица накинула свой покров на греков, и русские ушли. Согласи-тесь, что задуматься и впасть в изумление придется: неужели мы празднуем то, что русские когда-то не взяли Константинополь?! Не взяли – ладно, но в чем праздник для русских-то!? Чем больше читал книг, тем больше появлялось желание разобраться. Итог размышлений – поисков получился такой.

Обретя веру, человек чувствует себя, как бы в тихой гавани, где покойно переживается буря жизни. Этот внешний покой сопровождается усиленной внутренней работой. Вся жизнь, все поступки теперь соотносятся с учением веры, чтобы жить по ней. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» – вопрошает апостол Иаков, и отвечает: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». И апостол Павел учит всех принявших веру, чтобы жили благочестиво, целомудренно и праведно, отвергнув нечестие и мирские похоти и прихоти. А что значит жить благочестиво, целомудренно и праведно? Благочестие – это набожность, благоговейное почитание Бога. Жить праведно – значит жить по правде, согласно с правдой при исполнении всех своих обязанностей: семейных, общественных и государственных. Жить целомудренно – значит жить трезво, чисто, благоразумно, скромно, непорочно, в чистоте тела и помыслов. А всё это значит жить в Святой Церкви, жить в Господе нашем Иисусе Христе, жить в единении с Богом. Иисус Христос основал Церковь после Своего вознесения, как «столп и утверждение истины», как «якорь спасения», как Своё постоянное пребывание с нами до скончания века. «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. И сами, как живые камни, устраивайте из себя дом духовный, священство святое», – говорит апостол Пётр, – «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, взятый в удел». Принадлежать к этому народу, быть членом тела Церкви, значит быть крещёным, регулярно участвовать в молитвенных собраниях в храме, участвовать в Евхаристической трапезе, быть причастником Тела и Крови Христовой, исполнять заповеди Божии, мужественно преодолевая искушения, иметь постоянную направленность к Богу.

К Христу обратился несчастный отец, сын которого страдал одержимостью. Демон терзал его так, что он падал, крича и испуская пену. Господь исцелил юношу и сказал, что «род сей (демонов) изгоняется постом и молитвой».

В одном приходе умер священник. Вновь поступивший умер в алтаре в первый же день. Вместо него прислали другого, но и этого нашли мёртвым в алтаре. В короткое время приход лишился 3-х священников. Долго место оставалось вакантным. Наконец начальство прислало опытного иеромонаха.