×

Пестяковское благочиние



Наши глаза видят не сами предметы, а видят только свет, отражаемый этими предметами. Источник света здесь материальный. Но не все предметы отражают свет. Ангелы легче света, как и души людей, они не отражают свет, поэтому они невидимы для нас; они способны проникать сквозь стены свободно, как луч света через оконное стекло.

Но есть другой свет – не материальный, о котором говорится в Евангелии. Иное видение открывается у душ умерших, о чём рассказывают Жития и свидетельствуют врачи-реаниматоры. Души – существа, по всему подобные ангелам, – пишет св. Игнатий. Кроме обычных предметов, души видят также духов – и светлых и падших. Видят души людей – светлые и тёмные. Этот свет духовный не даёт тени. Об этом говорит в своей молитве свт. Василий Великий, обращаясь к Богу-Отцу: «Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение или преложения осенение». (Безначальный и Всегда Существующий Свет, у Которого нет перемены или перемещения тени), т.е. ровный по интенсивности свет, просвещающий насквозь и не дающий тени.

О явлении человечеству Христа – Сына Божия пророки предвозвещали людям за сотни лет до Его явления. Великий пророк Исаия за 700 лет до явления Мессии говорил о видении, которое дал ему Бог: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9, 1-2). Бог есть свет, это утверждает любимый ученик Христа, Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). И Христос говорил людям о Себе: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). «… веруйте в свет, да будете сынами света… Я свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12. 35, 46).

В Нагорной проповеди Господь подробно говорит о пути ведущим в вечную жизнь, об очищении сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». Здесь Он говорит о материальном свете. Этот свет превращается в тьму при поражённом зрении, или при закрытых глазах. «Итак, если свет, который в тебе – тьма, то какова же ТЬМА?» (Мф, 6, 22-23). Это «тьма внешняя», о которой Господь говорит в Евангелии (Мф, 8, 12. Мф, 22, 13. Мф. 25, 30. Лк. 1, 79.). Подлинная и жуткая тьма бывает при поражении духовного зрения, при смерти души. «Как разлучение души от тела есть смерть тела, так разлучение Бога от души есть смерть души», – говорят святые. «Светильник тела есть око… Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11, 34-36). Это сияние являют святые. Упорный в поиске истины Н.А. Мотовилов зимой 1831 года настойчиво вопрошал св. прп. Серафима Саровского о природе Духа Святого: «Надобно, чтобы я понял это хорошенько! Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. О. Серафим сказал: - Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть… Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами! – Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца».

Св. Серафим Саровский утверждает, что единственный истинный смысл жизни человека здесь на земле в стяжании (накоплении) Духа Божия, духа мира, смирения и любви. Как пчёлка берёт с цветущих растений по чуть-чуть нектар, который затем преобразуется в мёд, накапливая его, так и человек верующий в Иисуса Христа по чуть-чуть собирает Божию благодать, которая преображает человека Светом Духа Святого. И «цветками», дающими эту благодать являются церковные Таинства, заповеди Господни, молитвы, милостыни, посты, покаяние, добрые дела ради Бога делаемые…

Другой великий святой прп. Павел Обнорский, ученик прп. Сергия Радонежского три года жил в дупле огромной липы. Дерево в России в средней полосе промерзает зимой насквозь. Как же св. Павел жив оставался, да ещё в радости необыкновенной пребывая? К нему приходили и ласкались лесные звери. Птицы садились ему на голову и на плечи. Так его застал другой пустынножитель прп. Сергий Нуромский. Он увидел прп. Павла стоящим под деревом – перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. Наружность его была величественная: он имел большую белоснежную бороду, лицо его сияло неземным светом и радостью. Нрав его был всегда ровный, весёлый и кроткий. Обладал даром прозорливости, прожил в активном состоянии 112 лет. И после смерти многажды являлся людям, нуждавшимся в нём, во сне и наяву, помогая им и спасая их.

Что же согревало святых в суровые холодные зимы? И что же сообщало им такую радость при скудости и убогости жизни в суровой пустыне? Вот что вспоминает Н.А. Мотовилов в той же встрече с велики старцем, который всё время вопрошал растерявшегося Мотовилова, чтобы он запомнил это состояние посещения Духа Святого: «Что же вы чувствуете теперь? – спросил меня о. Серафим, – Необыкновенно хорошо!.. Чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! ... Необыкновенную сладость! ... Необыкновенную радость во всём моём сердце! … Что же ещё вы чувствуете, ваше Боголюбие? – Я отвечал: Теплоту необыкновенную … какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из неё столбом пар валит…». А дело было зимой в лесу под открытым небом.

Почему же большинство людей пренебрегают Христом? «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19-20). Слабость веры и не хватает решимости следовать за Ним: не хочется в храм ходить, не хочется молиться, поститься ради Бога, делать поклоны, читать свв. отцов. Труд духовный труден. Зато очень любим мы развлекаться. С эпохи Возрождения (язычества), Вырождения, как называл её А.Ф. Лосев, господствуют зрелища, как в античные языческие времена: театры (и именно по субботним вечерам, когда служатся воскресные всенощные), цирки, спектакли, концерты, кино, сплошное «шоу». Теперь вот телевидение с сериалами, гаджеты и компьютеры. И это бы хорошо, если в меру и с разбором, и сохраняя личную свободу и верность Богу. Казалось бы – просвещение, а на самом деле получается одичание и зависимость от лукавого. Последнее свидетельство этому – недавнее событие в Керчи.

Но Господь нас не оставляет. Перед Вознесением Он сказал Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).