×

Пестяковский приход



Алексей Фёдорович Лосев, выдающийся русский философ, воспринял обе революции 1917 года, как страшную катастрофу для России, а деятельность революционных вождей, как «жалкие потуги плохо одарённых недоучек стать гениями и светочами жизни».

В противовес ленинской вере в электричество («Электричество заменит крестьянину Бога, - говорил вождь: Пусть крестьянин молится электричеству»), А.Ф. Лосев пишет: «Свет электрических лампочек есть мёртвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нём есть пустота и ограниченность американизма, машинное и матёрое производство жизни и тепла. Его создала торгашеская душа европейского дельца, у которого бедны и не тонки чувства, тяжелы и оземлянены мысли… В нём нет благодати, а есть хамское самодовольство полузнания; … нет теплоты и жизни, а есть канцелярская смета на производство тепла и жизни; не соборность и организм, но кооперация и буржуазный по природе социализм. Электрический свет – не интимен, не имеет третьего измерения, не индивидуален. В нём есть безразличие всего ко всему… Он принципиально невыразителен. Это – таблица умножения, ставшая светом, и умное делание, выраженное на балалайке… Электрическому свету далеко до бесовщины. Слишком он уж неинтересен для этого. Впрочем, это, быть может, та бесовская сила, про которую сказано, что она – скучища пренепреличная… Скука – вот подлинная сущность электрического света… Нельзя любить при электрическом свете; при нём можно только выслеживать жертву. Нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. Едва теплящаяся лампадка вытекает из православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как царская власть в государстве или как наличие просвирен в храме и вынимание частиц при литургии. Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как наливать в лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать, социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку обедать в ресторане и еврею – не исполнять обряда обрезания. Так же нелепо, а главное нигилистично для православного – живой и трепещущий пламень свечи или лампады заменить тривиальной абстракцией и холодным блудом пошлого электрического освещения. Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах – страшные квартиры».

Этот отрывок взят из капитального сочинения Ф.М. Лосева под названием «Диалектика мифа», за которое в 1929 году он получил 10 лет лагерей.