×

Пестяковское благочиние

Крестный ход – это действенное проявление единения народа в православной вере, с общей молитвой к Господу, Божией Матери и святым о даровании благодатной помощи Божией. Крестные ходы бывают короткие и многодневные. Великорецкий Крестный ход с XV века, с самого явления иконы свт. Николая Чудотворца на реке Великой, многодневный и один из самых длинных – 150 км, в основном, по пересечённой местности. Всегда начинается 3 июня и заканчивается 8 июня. В нём ежегодно участвуют десятки тысяч человек со всей страны и из-за зарубежья. Рекордным по числу участников был Крестный ход 2014 года – 33 000 человек. В этом 2018 году было более 20 000 участников.

По пути Крестного хода незримо следуют Ангелы и святые, ограждая храм, село, город и всё государство. Второго декабря 1941 года был Крестный ход-облёт Москвы на самолёте Ли-2 с иконой Тихвинской Божией Матери. Вёл самолёт сам генерал авиации Александр Головин, впоследствии маршал Советского Союза. И в наше время старец Иона Одесский говорил, например, что Украина спасётся Крестными ходами.

Какая польза от многодневных Крестных ходов? Здесь христиане вступают в своего рода подвиг – терпят непогоду, бытовые неудобства, жажду, свои несовершенства, всё преодолевая молитвой. Отвлекаться здесь не на что – только терпи и молись. «Терпением вашим стяжите души ваши».

Ниже приводим рассказ тринадцатилетнего мальчика, с 2014 года пятый раз подряд участвующего в Великорецком Крестном ходе вместе со своим отцом.

Рассказ мальчика

В первый день Великорецкого крестного хода, мы ожидали дождь, так было написано в прогнозе погоды. Согласно прогнозу и все остальные дни должны были быть холодными и дождливыми. Мы настраивались на лучшее. Из-за того, что поезд приехал очень рано, я с папой пошёл в зал ожидания. Посидев час последний раз в тёплом и уютном месте, мы двинулись на привокзальную остановку. Кстати, на вокзале дикторша поприветствовала участников крестного хода и напомнила номера автобусов к Трифонову монастырю: 3, 37, 67 и троллейбус: 4.

После того как мы приехали в Трифонов монастырь, главной задачей было разместить в камеру хранения крупногабаритные вещи: 2 спальника, палатка, еда, запасные вещи, сумка с которой тащились в поезде. Цена за мешок увеличилась с прошлого года до 1000 рублей.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. В монастыре отслужили литургию и прочитали акафист святителю Николаю. Крестный ход двинулся в 10:00. Когда мы пошли, дождя вообще не было. Весь первый день крестный ход шёл по асфальту. Из Кирова мы вышли очень быстро. Когда вышли за пределы города, оглянувшись, я не увидел хвост крестного хода, так много было крестоходцев.

Первая стоянка была в поле около коттеджей. Длилась она 2 часа. Мы сели у здания в тени. Немного перекусили и легли спать. После сна продолжили свой путь.

Где-то к 18:00, мы пришли в село Бобино, где должны были остаться на ночлег. Первым делом мы пошли в камеру хранения за вещами. После этого мы пошли искать место для палатки. После того как мы ее расставили, я побежал за кипятком. Потом мы приготовили ужин и поели.

После ужина мы позвонили маме, рассказывая ей про первый день нашего путешествия. И легли спать.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Спали мы 3 часа. Встали в 2 часа ночи. Быстро собрав все вещи, мы пошли сдавать их обратно в камеру хранения. Легко позавтракав и набрав воды, мы пошли дальше. Началось все самое интересное. В прошлый день мы шли по асфальту, а сегодня мы пойдём по грунту. Сначала был только грунт, а через минут 30 началась вязкая глина.

Также были большие лужи, которые мы обходили через лес.

Сапоги на половину голени уходили под это месиво. Были люди которые падали. Но вот привал!

Он находился на зеленом лугу, на горе. Мы с папой забрались как можно выше к вершине этой горы и расположились недалеко от иконы.

Ноги не сильно пострадали за этот переход. Но на первый раз было тяжело. Там мы немного перекусили и вздремнули. Привал кончился, и мы снова двинулись.

Крестный ход держал путь в село Загарье. Там остановка длилась 3 часа, кроме того, там давали еду.

Придя туда, мы расположились у забора. Я взял котелок и быстро побежал за супом. Мы поели и начали сушить сапоги и ноги. Неожиданно начал крапать дождик. Мы думали, что сейчас он утихнет. Но нет. Он начал лить ещё сильнее. Тогда мы надели плащ-палатки и стали ждать выхода иконы из села Загарье.
Нам нужно было преодолеть три длинных подъёма по мокрой и скользкой глине.

Я шёл с какой-то раздражённостью в душе, не понимая из-за чего она возникла. То ли из-за этой глины с дождём, то ли из-за того, что мне всё это надоело, и я резко захотел домой. Я понимал, что это не по-христиански и что это не достойно сильного мужчины. Поэтому я стал искать способы выхода из этого положения. Этих способов оказалось немало.

Один раз я увидел семью с двумя малышами и с коляской. Когда они с коляской шли по этой глине я понял, что им гораздо тяжелее. Мне стало стыдно, и я пошёл дальше.

Второй раз я увидел старушку которой было больше 70 лет, и она несла с собой рюкзак и коляску для вещей. А у меня был только рюкзак, и мне было не за 70, а 13 лет.

Я стал молиться и все эти мысли ушли, и не приходили ко мне до конца крестного хода.

Услышав вдали колокольный звон я обрадовался. Мы пришли в село Монастырское. Папа пошёл за вещами, а я остался сторожить место для палатки. Когда мы закончили расставлять палатку, мы приготовили покушать. Поели, позвонили родным и легли спать.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ. Выход был в 03:00 часа ночи. Мы собрали все вещи, отнесли их в камеру хранения и пошли дальше.

Где – то час мы шли по асфальту, а потом по полю.

Мы шли…были привалы… Этот день остался бы скучным если бы мы не пришли в село Горохово. Там стоянка была 3 часа. К тому же там тоже стояла полевая кухня. Там мы хорошо пообедали. Была еще одна хорошая новость. От Горохово до Великорецкого рукой подать. Было солнечно, но ненадолго. Начался дождь и лил очень долго. Вышли оттуда в 12:00. По дороге встретился мне муравейник, который я заметил ещё в прошлые ходы, и который растет вместе со мной. Это меня подбодрило.

Оставался один спуск и один подъем. А за этим два лесных коридора. Пройдя их оставалась недлинная дорога с глиной. Пройдя и ее, и выйдя на асфальт я понял, что это был победный асфальт. Потому что эта дорога вела в село Великорецкое. Как всегда, мы сфотографировались около вывески «ВЕЛИКОРЕЦКОЕ».

Придя в само село, мы взяли вещи и пошли искать место для палатки. Расставили ее и пошли осматривать село.

После этого мы вернулись в палатку и начали готовиться к исповеди. Потом мы пошли в храм исповедоваться. Очереди в храме были от Алтаря до выхода из храма. Мы стояли очень долго.

Исповедовавшись мы пошли спать.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. Утром в 9 часов мы чувствовали себя отлично. Эта ночь была единственная в которой можно было спокойно выспаться. Мы пошли на литургию и причастие на реку Великую. Я прочитал последование, и мы встали в очередь ко причастию. На службе внезапно пошел дождь, а потом утих, а потом еще раз пошел. И так несколько раз. После литургии, причастившись, мы пошли в палатку. Немного позавтракав мы легли спать. После сна я пошел гулять по селу. Потом опять вернулся, сел и начал писать все что видел в крестном ходу, в форме рассказа. Затем я решил пойти окунуться на реку Великую, но желание резко пропало. Потому что было холодно. И тогда мы с папой решили пойти в храм Николая Чудотворца. Храм был очень красивый и снаружи, и внутри. Мы приложились к образу Николая Чудотворца. После этого мы пошли покупать подарки родным. Потом мы пришли в палатку, поужинали и решили лечь спать пораньше, потому что выход был в 02:00 часа ночи.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Утро было холодное. На тенте палатки был лед. Я быстро сбегал за кипятком, и мы позавтракав собрали все вещи и отнесли их в камеру хранения. И снова в путь! Первый переход был 2 часа. Шли опять по глине. Этот переход был не сложным. Вот и привал. Нам повезло с местом. Мы лежали недалеко от иконы. Поэтому можно не волноваться, что мы отстанем и окажемся далеко от иконы. Вышло солнце. После 1,5 часового пути была лужайка, а около нее речушка. Казаки построили до прихода крестоходцев мост и начали потихоньку переправлять людей на тот берег. Там был привал. В тот момент я потерял папу. После того, как я перешел на тот берег, я начал искать глазами своего папу. Но к сожалению, не нашел. Я сел под сосной и стал ждать. Было жарко. Может он меня найдет. И правда, он нашел меня. Мы перекусили яблоками. Мне стало скучно, и я решил развести костер. Папа мне разрешил.

Через час все снова двинулись в путь. На этот раз глина была очень вязкой. Сапоги в прямом смысле засасывало в эту глину. В бонус пошел еще и град. Вскоре мы вышли на луг. В конце луга был коротенький, а потом длинный подъем. Очень хотелось пить. На вершине этого подъёма был грузовик с водой. Там я набрал и напился воды. Там был привал. Мы разложились в тени. Поставили на просушку свои вещи. Я сделал из своей плащ-палатки отдельный небольшой тент. И правильно что сделал. Неожиданно пошел дождь, но небольшой. После привала мы пошли и вышли на еще один луг. Путь держали на село Медяны. Там остановка 3 часа и полевая кухня. После луга был не крутой спуск, а потом длинный подъем из скользкой глины. Потом шла асфальтная дорога до Медян. Придя в Медяны я побежал за супом. Мы пообедали и легли отдыхать. После сна мы снова двинулись в путь. Курс держали на поселок Мурыгино. От Медян до Муригино мы шли без остановок. Шли по обычной грунтовой дороге. Это был последний переход за этот день. 2 часа.

Придя в Мурыгино мы пошли за вещами. Потом расставили палатку и пошли ужинать. Напротив храма стояла полевая кухня. Мы взяли гречку с супом. Детям отдельно давали огромную пачку сушек. Потом мы пошли обратно в палатку. По дороге помогли девушкам расставить палатку. После этого мы пошли спать, но перед сном позвонили родным и после десятиминутного разговора легли спать.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Утро было прекрасное. Зная, что это последний день крестного хода я встал с радостным настроением. Мы быстро собрали все вещи, отнесли их в камеру хранения. И двинулись в путь! Сначала была грунтовая дорога через лес. Мы шли в село Гирсово. Там также стоянка была 3 часа и была полевая кухня. Грунтовая дорога была до самого Гирсово. Придя в Гирсово мы перекусили и сели отдыхать. Там мы познакомились с одной старушкой, которая ходит уже в этот крестный ход уже 20 раз и этот год у нее юбилейный. Так же она нам сказала, что камера хранения существует здесь только 7 лет, а до этого всё тащили на себе. После этих слов я вспомнил как первый раз сходил в этот крестный ход. Мы все вещи тащили на себе. Мы знаем каково это.

И все снова пошли. Мы прошли буквально 2 – 3 километра и вышли на трассу. Эта дорога вела в Киров. Но и по асфальту долго идти не просто. Стопы начинают набиваться, а сами ноги начинают подкашиваться. До Трифонова монастыря было два привала. Первый на трассе, а второй уже в городе около храма Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После первого привала был самый длинный подъем. В конце этого подъема был привал 2 часа с едой. Потом мы пошли уже без остановок. Проходили мимо церквей, мимо главной площади, мимо всяких разных ларьков. И в конце концов мы пришли в Трифонов монастырь. Было чувство победы. Что я дошел до конца. Из каждого населенного пункта отправляли автобусы с паломниками. Уезжали те, кто не может из-за работы, а кто то просто не мог идти дальше. В общем пришли не все. В монастыре прочитали акафист. После этого мы пошли ловить такси. В этом году никого не стояло около монастыря. Пришлось вызывать такси. Проблема в том, что мы не знали код города. Если бы не те две женщины из крестного хода, мы бы остались в Кирове надолго. Они заказали такси, и мы вчетвером поехали на вокзал. Стоимость проезда за всех четверых составила 83 рубля. Я очень удивился. Придя на вокзал мы пошли в зал ожидания. Время было 18:00, а поезд у нас в 20:30. Там стоял автомат с кофе и горячим шоколадом. Папа мне разрешил выпить всего сколько я захочу. В итоге я опустошил половину автомата. Потом он пошел в магазин и накупил всякой вредной вкусняшки. Мы поели и не заметили, как время пролетело. Мы пошли на платформу. Сели на свои места в поезде и стали обсуждать крестный ход и крестоходцев. Потом легли спать.
Поезд приходил в 03:00 часа ночи.

Выйдя из Нижегородского вокзала мы быстро поймали такси и поехали домой. Помылись и легли спать.

Я безумно рад что сходил пятый раз в этот Великий Всероссийский Великорецкий крестный ход.