×

Пестяковский приход



Св. прп. Макарий Желтоводский и Унженский - великий русский святой, особо почитаемый в Нижегородской, Ивановской и Костромской областях, где он подвизался в монашеских подвигах. Родился в 1349 г. в приходе церкви св. Жен-Мироносиц г. Н. Новгорода. Это было время правления вел. князя Симеона Гордого, сына св. кн. Ивана Калиты и дяди св. кн. Дмитрия Донского.

Будучи малолетним послушником, он, как зрелый монах, трудился в Вознесенском Печерском монастыре близ Н. Новгорода. Затем ушёл от похвал подвизаться в лесные дебри реки Лух, впадающей в р. Клязьму. В 1390 г. основал на правом берегу Волги Решемский монастырь. Как он основывал монастыри? Он не начинал просить: дайте мне денег и дайте мне рабочих, а в одиночестве и абсолютной скудости в лесной глуши в шалаше начинал подвизаться в молитве, посте и покаянии. Его молитва была так сильна, что притягивала людей, ищущих Бога; образовывалась постепенно монастырская братия таких же подвижников, и в глуши лесов возникали постройки, сначала деревянные, а позднее каменные.

В возрасте 85 лет основал на Волге, при впадении реки Керженец, на восточной границе тогдашней Руси, Свято-Троицкий-Макарьево-Желтоводский монастырь, который через 5 лет, при княжении вел. кн. Василия Тёмного, был сожжен, монахи перебиты, отпущен был только старец Макарий. Напал на них Улу-Махмет, казанский хан.

Во все времена были, есть и будут люди верующие и неверующие. Наряду с высоким монашеством на Руси было немало и разбойников. Известно, что св. Макария с реки Лух изгнали местные крестьяне, и до сих пор это место называется Худынским, т.е. худым, плохим. Даже в XIX веке на св. Серафима Саровского напали разбойники из местных крестьян. А малые реки Керженец и Ветлуга кишели разбойниками, которые из этих рек выходили на Волгу и грабили купеческие суда.

В бытность мою благочинным Семёновского округа Нижегородской области, в 1997 году село Ильино-Заборское, в верховьях Керженца, праздновало своё 300-летие. До XVII века — это село было большим разбойничьим гнездом во главе с атаманом Ильёй. Село это располагалось на р. Белбаж, впадающей в Керженец и далее в Волгу. С другой стороны, через небольшой волок, они могли перебраться в р. Чёрный Лух, на Унжу, реку Кострому и далее на Волгу. И когда стрельцы по весне в засаде ожидали разбойников в устье Керженца, (Ниже Н. Новгорода), они неожиданно появлялись севернее Костромы. И наоборот. Также волоком и по притокам могли перебраться на р. Ветлугу.

Прп. Макарий зимой пешком по руслу Керженца, Белбажа и Унже добрался до Костромских лесов и основал здесь знаменитый теперь Унженский монастырь, старцу в это время было 90 лет. А разорённый татарами Желтоводский монастырь возобновился в XVII веке, стал многолюдным, и около него постепенно сформировалась знаменитая Макарьевская ярмарка, в XIX веке переведённая в Нижний и ставшая Нижегородской ярмаркой – крупнейшей ярмаркой Российской империи. Все три монастыря, основанные прп. Макарием действуют до сих пор.

Из г. Семёнова несколько раз мы с гимназистами Семёновской православной гимназии, их родителями и учителями приезжали в Макарьево-Желтоводский монастырь потрудиться во славу Божию. Складывали в огромные поленницы наколотые дрова, делали цветники, убирали с поля камни и щебень, в изобилии валявшийся на территории от разрушенных построек. Работа монотонная, и мы рассказали детям, что здесь происходили битвы, и вы должны найти остатки оружия, а может быть и клады. И тут работа закипела! И ведь действительно находили наконечники стрел и копий, с трудом оторвали детей на обед, и один второклашка на обеде всё сокрушался: «Мне бы ещё пять минут, и я бы клад нашёл». Насельницы монастыря вырастили здесь стадо коров, у них есть земельные угодья и техника. Около 20 лет в этом монастыре подвизается в монашестве бывшая прихожанка нашего Семёновского Всесвятского прихода Надежда, пройдя все ступени послушницы и инокини. Очень нелёгкий этот путь. Сначала Надежда благословилась в послушницы в Абабковский монастырь, но не выдержала искушений и возвратилась в приход. Набравшись решимости на преодоление искушений и уже имея какой-то опыт в соприкосновении с ними, благословилась на монашеские подвиги в Макарьевском монастыре, где и утвердилась.

Вера и неверие, Бог и велиар, подвижники и разбойники. С Петровских времён началось на Руси чужебесие, преклонение перед Западом, откат от православия, в результате началась братоубийственная гражданская война. Начались экспроприации (по-русски грабежи), был расстрелян Удерживающий с семьёй. Отказавшись от Бога, народ обоготворил «гениальных» атаманов, захвативших власть в России и заливших Русь кровью и водкой. Не унимаются и современные разбойнички. Не очень давно в Макарьевском Желтоводском монастыре ими было похищено 10 икон. За мироточивый образ Владимирской Божией Матери они запросили более пяти миллионов рублей, и были арестованы на этой сделке. Монахиня рассказала: «Сразу после ограбления мы с сестрами начали молиться – вот Бог и услышал наши молитвы. Из нашего монастыря уже не первый раз воруют иконы, но они всегда возвращаются. А жуликов ловят – настигает их кара Господня».