×

Пестяковский приход



Известный физиолог, профессор Берлинского университета Дюбуа-Реймонд рассказал удивительную историю. Как в Померании один доктор лечил молодую женщину от болезни, которую он не мог определить. Врач он был серьёзный, притом пациентка была его личным другом. Однако болезнь не поддавалась его усилиям, и больная медленно приближалась к смерти. Доктор перерыл всю медицинскую литературу, консультировался со многими выдающимися профессорами, созывая консилиумы, не отходил по целым дням от постели больной, но ни он сам, и никто другой не могли ничего поделать. Больная не сегодня-завтра должна была умереть.

Порывшись ещё в какой-то книге, доктор лёг спать. Во сне он видит, будто он просматривает одну вновь вышедшую брошюру и наталкивается в ней на описание болезни, к которой по всем признакам подходит болезнь его пациентки. Тут же он находит рецепт, который автор рекомендует, как очень действенное средство. Поражённый находкой, доктор вскакивает (во сне), чтобы записать спасительный рецепт, но тут он просыпается, сознаёт смутно, что с ним что-то такое приключилось во сне, но ничего не может припомнить. Затем он снова засыпает и снова видит тот же сон. На этот раз он хорошо запомнил рецепт, а также параграф и страницу, но, чтобы не забыть, – вскочил с постели и наскоро набросал всё это на первом подвернувшемся клочке бумаги – будучи в полусне.

Проснувшись утром, доктор почувствовал, что он как будто очнулся от кошмара. Он оделся и намеревался идти к своей больной, но, бросив взгляд на письменный стол, заметил на одной бумаге какие-то каракули. Он прочёл их и вспомнил свой сон. Немедленно поехал он в аптеку, заказал таинственное лекарство и явился с ним к своей умирающей пациентке. Уже после первых приёмов лекарства, больная стала оживать, а через короткое время и совершенно поправилась.

Прошло около года. Однажды доктор получает от своего берлинского книготорговца вновь вышедшую брошюру по медицине. Просматривая эту брошюру, доктор наталкивается в ней на описание той самой болезни, которой страдала его пациентка. Всё, что он читает здесь, так знакомо ему, и всё-таки он отлично знает, что никогда не читал этого. Перелистывая далее, он находит тот самый рецепт, который в прошлом году спас от смерти его пациентку. Доктор начинает припоминать, берёт свою книжку, куда он записал свой сон, и сравнивает: те же дозы, та же страница, тот же параграф. Но эта брошюра, так, в частности, и описание болезни, и рецепт в первый раз появились на свет именно через год после удивительного сна: оказалось также, что автор брошюры, живший совершенно в другом уголке Германии, ничего решительно не знал о померанском докторе и его больной. «Этот факт, – говорит Дюбуа-Реймонд, – достаточно строго проверен, но наука не может объяснить его, и должна обойти его молчанием».