×

Пестяковский приход



Свт. Гурий, в крещении Григорий, родился в том же городке, где жил некогда прп. Сергий Радонежский. Родители – дворяне Руготины, бедные и малоизвестные. Сыновья незнатных дворян служили обычно в домах богатых княжеских семей. Так служил в доме князя Ивана Пенькова и Григорий Руготин. Григорий был умён и деятелен, нрава кроткого и послушливого, честности неподкупной; он любил ходить в храм Божий на молитву и молиться дома; любил целомудрие и, охраняя его, держал пост, подавая нищим милостыню, какую только мог.

Ум, строгая честность и благочестивая жизнь Григория приобрели к нему особенную доверенность князя и его супруги: Григорию поручено было всё правление по княжескому дому. Товарищи Григория стали завидовать ему и оклеветали чистого юношу в преступной связи с княгиней. Гневный князь придумал жестокую месть: была выкопана яма и в неё опущен был сруб, сюда заперли Григория. Только малое отверстие сверху темницы пропускало в неё свет, и в то же окошко бросали Григорию на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положение невинного страдальца, но благочестивая душа его скоро помирилась с темницей. «Мученики, думал Григорий, терпели и не то при своей святости; темница избавила меня от соблазна и тревог мирских. Это уединение оставляет мне полную свободу готовиться к вечности, а для чего и жить на земле, если не для вечности?» И вот блаженный Григорий «в таковой беде наипаче простирается на славословие Божие, терпя и благодаря Бога о всём».

Уже проходил второй год заключения, когда один из товарищей по княжескому дому, бывший другом Григорию, упросил сурового сторожа дозволить подойти к окну темницы и поговорить с заключённым; расспросив о состоянии здоровья, он вызвался доставлять заключённому приличную пищу. Григорий поблагодарил друга за участие и сказал: «Без наказания, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцелённою; благодарение Богу за всё! В пище не имею я нужды; а прошу тебя приносить мне чернила и бумаги: я стану писать азбуки Божии, а ты будешь продавать их и деньги после покупки бумаги станешь раздавать нищим». Так Григорий и в темнице хотел, чтобы дети учились Закону Божию, сам терпя крайнюю нужду.

Спустя два года темница неожиданно открылась и блеснул свет. Григорий понял, что Господь посылает ему свободу; сотворив молитву и взяв икону, бывшую у него в темнице, он вылез в окно и пошёл в монастырь. Там он и постригся с именем Гурия. После многолетних подвигов в посте, безмолвии и богомыслии, Гурия поставили игуменом монастыря. А после взятия Казани в 1553 году он стал архипастырем Казанской епархии.