×

Пестяковский приход



Народная мудрость на Руси передаётся из поколения в поколение с детства через сказки. Сергей Есенин вспоминает:

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт…

Во многих русских сказках героем является Иванушка-дурачок. «Старший умный был детина, средний был – и так, и сяк, а младший вовсе был дурак». Умный дурак – это специфически русский тип, – не дурак вовсе, а «инверсия мудрецу». Он способен подсмеиваться над своими недостатками, не видя в том никакого ущемления своему достоинству, всегда благодушен, «никому не досаждает, никого не осуждает, и всем – моё почтение». Михаил Пришвин рассуждает о себе так: «Я всего скорей прост и глуп, как Иван Дурак, а Иван Дурак – открытая душа, жизнерадостный, «качественный», спокойный и твёрдый в своих понятиях человек. Такой простец … каждый шаг поверяет «высоким» (идеей Бога), оправдывая своё поведение общей идеей ценности. Конечно, со стороны это «средние люди», которые и живы-то тем, что имеют смелость жить вопреки всему, всем бедам и горестям, что преисполнены простотой чувства радости жизни». Прост – это значит прям, открыт, непринуждён, т.е. свободен в своём выборе. Простота – это самостояние вопреки всему и всем бедам назло».

«Старший умный был детина …, а младший вовсе был дурак». Почему в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается в итоге умным, а умный брат в итоге жалкий дурак? Дурак – это умный наоборот. Но умный… решимся сказать: очень умный. Не исполнитель он, а творец. Он начинает действовать, но действует поначалу словом: «По щучьему велению, по моему хотению…. Это в сказке, а в жизни начинает действовать словом молитвы, и без молитвы никакого дела не начинает, и потом дело делает с помощью Божией. И Бог ему в помощь! Он скрывает свой ум самоукорением, насмешкой над собой, юмором. Умничает же лишённый чувства юмора, самонадеянный и недалёкий педант, как правило атеист, в своей гордыне полагающий, что он всё знает, как надо, изрекая прописные истины и банальности, действует самоуверенно и без оглядки. Самый страшный тип, особливо во власти. «… дурак по-старинке сидит в запечье, лузгает семечки да изрекает невнятное нечто, являя собою «выжидающий характер русского народа». А что изрекает – не слышно. До поры до времени».

Старая алтарница Всесвятского храма г. Семёнова Нижегородской области Антонина Павловна вспоминала, как её бабушка рассказывала внучке о своём замужестве. Вышла замуж в большую семью, все жили в одной избе. Ей с самого начала хотелось зарекомендовать себя в лучшем виде, добиться уважения. В первое же утро своего замужества, она встала всех раньше, тихонько оделась, взяла в сенях вёдра, коромысел и пошла за водой на колодец. Возвращаясь с полными вёдрами увидела на крыльце свекровь, которая строго спросила: «Кто тебя благословил идти за водой?» - «Никто, я сама, маменька, пошла». – «Вот пойди и вылей». Ей стало обидно, но потом она поняла, что мир в доме, где несколько семей совместно проживали, держался Божиим благословением. На печи почти безвылазно лежал больной престарелый дед, и всё в доме свершалось по его благословению, которое исключало все самолюбивые потуги первенствовать и выделяться; всё свершалось в семье «ради Бога», что исключало всякую амбициозность и личные счёты. Послушание – великая добродетель, первая производная христианского смирения. Немецкое слово «дисциплина» в смысловом переводе на русский – «послушание», в нём сила русского монашества и русского воинства.

Так почему же народ так любит героя русских сказок Иванушку-дурачка? Почему русский православный народ любит святых юродивых? Потому что видел их духовную несокрушимость, их близость к Богу и божию мудрость. «Что высоко перед людьми, то мерзость перед Богом» (Лк. 16, 15). Эти божии люди богатели не серебром и златом, а Духом Святым. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41 и Мк. 14, 38), люди видели это на примере святых-юродивых, учились, что при любых обстоятельствах нельзя впадать в отчаяние, ибо истинное счастье в жизни и крепость души не зависят от материального благополучия, а зависят только от близости к Богу. И этого достижения, и этого богатства Духа никакой злодей отнять не сможет.