×

Пестяковское благочиние



В этом году праздник Благовещения приходится на среду Крестопоклонной седмицы. События Благовещения описаны Евангелистом и Апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 28-33). Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения, когда Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей»(Быт. 3, 16). Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «…благословенна Ты среди жён». И Ангел говорит Деве: «радуйся, Благодатная!» Сомневаясь, Мария задала Ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что Ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Мария, увидев в словах Ангела волю Божию, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.

Св. Николай Кавасила так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле. Своей покорностью и согласием, по мнению св. Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Господь пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».