×

Пестяковский приход



Исследование истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы, предложенное доктором философских наук Н.А.Бенедиктовым, чрезвычайно интересно. Исходной точкой праздника автор справедливо признаёт факт видения св. блж. Андрея во Влахернском Константинопольском храме, бывшего 1 октября примерно в 911 году, когда над молящимся церковным людом, Богородица распростерла Свой амофор, Свой покров и Своё покровительство. Однако это событие не стало праздником ни в греческой церкви, ни в церквах других православных стран. А стало Великим праздником единственно только на Руси через 250 лет после события видения. Но учреждён этот праздник св. Андреем Боголюбским не в 1164 году, как пишет автор, а в 1167 году. В 1164 году в день праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня произошло кровопролитное сражение войска блг. вел. кн. Андрея с камскими булгарами. В этот же день войска Мануила Константинопольского победили в трудной битве агарян. И в том и в другом случае были знамения от икон Спасителя и Божией Матери перед битвой и была явная помощь Божия православным воинствам. По взаимному согласованию в этот день победы 1 августа был учреждён праздник в греческой и русской церквах Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник совмещён с праздником Изнесения Древ Креста и называется в просторечии Первым Спасом, или ещё медовым Спасом. Борьба Северо-Восточной Руси с камскими булгарами была длительной и трудной. В битве 1 августа 1164 года погиб любимый сын князя Андрея Боголюбского. В память о нём великий князь заложил храм Покрова на Нерли. Т.е. официального церковного праздника Покрова ещё не было, но покровительство Божией Матери, Её покров православный русский люд уже свидетельствовал. Вероятно св. блж. Андрей юродивый был тезоименитым святым блг. вел. кн. Андрея Боголюбского. В 1167 году, когда храм Богородицы на Нерли был построен, по согласованию с митрополитом Киевским и всея Руси, Андрей Боголюбский учреждает праздник Покрова Божией Матери в день видения 1 октября. (После Куликовской битвы блг. вел. кн. Дмитрий Донской торжественно вошёл в Москву, как победитель, 1 октября 1380г.)

Несомненна связь Покрова Божией Матери с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, которая «не удержалась» ни в Константинополе, ни в Киеве, а пожелала быть в Северо-Восточной Руси, ставшей Великой Россией. Николай Анатольевич пишет о заступлении образа Владимирской Божией Матери в критические моменты нашей истории. Особенно показательно это заступление в 1395 году, когда на Москву шёл Тимур Тамерлан и не было сил отразить его. Образ из Владимира понесли в Москву, сопровождая молебнами и плачем и рыданиями к Божией Матери о заступлении и покрове. В Москве на месте встречи москвичами чудотворной иконы заложен Сретенский монастырь. Совершенно неожиданно для всех Тамерлан вдруг бежал из пределов Руси. В этот день избавления Руси от кровавого Тимура празднуется Сретение иконы Владимирской Божией Матери.

К описанным автором событиям можно добавить и то, что Бородинская битва произошла в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа.

Однако Покров Божией Матери, Её покровительство связано не только с Владимирским образом. В 1380 г. Донские казаки перед битвой подарили св. Дмитрию Донскому образ Богородицы Донской из Благовещенской церкви г. Сиротина. Она защитница южных рубежей в лице Донского, Яицкого, Терского, Кубанского казачества.

В 1383 году – чудесное явление образа Тихвинской Божией Матери, накануне перехода Литвы в католичество. Она считается покровительницей северных пределов. Икона Смоленской Божией Матери сопровождала русские войска в походах 1812-1814 гг., перед Бородинской битвой перед этой иконой служились молебны во всех полках о даровании победы.

Образ иконы Божией Матери Казанской сопровождал в 1611-1612 первое и второе ополчение против интервентов вплоть до освобождения Москвы. Князь Дмитрий Пожарский на свои средства, в знак благодарности покровительству Божией Матери, построил на Красной площади Казанский собор. Он стоит как памятник победы над поляками.

Велика роль Русской Православной Церкви в истории России. Она была охранительницей от княжеского сепаратизма. Даже Андрей Боголюбский ещё в 1163 году пытался учредить во Владимире отдельную митрополию. То же пытались сделать Волынские князья в 13 веке. Они послали архимандрита Петра в Константинополь для рукоположения своего отдельного волынского митрополита. Константинопольский патриарх отказался делить православную Русь и поставил Петра митрополитом Киевским и всея Руси. А Русь была разорвана между Литвой, татарами и поляками. Свт. Пётр скитался по всей Руси, много потерпел, жил и в Киеве и во Владимире и в Твери, пока Иван Калита, внук св. блг. вел. кн. Александра Невского, горячо любивший святителя не предложил ему поселиться в Москве, которая в начале 14 века была сущей деревней – ни одного каменного здания. Св. Пётр предложил Калите построить соборный каменный храм и переехал в Москву. С этого времени Москва была сначала 200 лет церковной столицей, а потом уж и государственной. Со святого митрополита Петра Московского началась плеяда выдающихся Московских святителей: Алексий, Иона, Филипп, Ермоген способствовавших объединению Руси вокруг Москвы и могуществу её, как оплоту православия.

Насчёт того, что католики не признают икон – это не верно. В католической церкви иконопочитание было всегда. В период иконоборчества в Византии Западная Церковь выступала за иконопочитание. В эпоху Возрождения с 14 века изменилась манера иконописания, она стала не в стиле обратной перспективы, а под углом зрения индивидуума, «возрожденческий стиль» иконописания, который с 18 века стал распространяться и в России. Ченстоховский образ Божией Матери был католиками взят у православных. Отрицают иконы протестанты, иудеи и магометане, но не католики. В разделе «Род Рюриковичей» автор пишет о родовом сознании, присущем средневековому человеку и людям античности и о трансформации этого сознания у кн. Андрея Боголюбского. В книге «Русские святыни» автор Н.А.Бенедиктов очень точно подметил разницу между личностью и индивидом. Христианство принесло в мир понятие личности. С принятием христианства родовое сознание преобразуется в личностное (истинно христианское) и индивидное (как искажённое). Личность характеризуется ипостасью и сущностью. Ипостась характеризуется самосознанием, инаковостью (не тождественностью) и самостоянием. Сущность – это природа личности. Бог личностен. Человек создан по образу и подобию Божию. Подобие Божие (Богоподобие) мы утратили с грехопадением, дух человеческий отсоединился от Духа Божия и страшно обнищал от этого, не замечая своей нищеты и пребывая в прелести. Но образ не утратили. Образ Божий в человеке – это личностное начало. Но если у Бога нет противоречия между Сущностью и Ипостасью (Бог есть полная гармония – Любовь), то у человека противоречие между ипостасью(дух ч-ка, его истинное я) и его падшей сущностью (природой) очевидно. В личности человека постоянная борьба природы и ипостаси, «не то делаю, что хочу, а что не хочю, то делаю». Индивид смешивает своё истинное я со своей природой, у него почти нет внутренней борьбы, он борется с внешним: на семейном фронте, на служебном фронте и на других фронтах.