×

Пестяковский приход



Собственное имя человека имеет большое значение в его жизни, и люди с древности относились к этому очень серьёзно. С античности и до сих пор существует ономастика – искусство давать имена. Человек личностен и именно имя определяет его личность. В жизни иногда бывает потеря сознания, летаргия, иногда явное отсечение памяти, и даже явное безумие, которые внезапно разрешаются настойчивым напоминанием об имени. За имя, извне тянутое, цепляется тогда утопающее в хаосе самосознание и преодолевает нахлынувший на него мрак. Интересный случай описан в дореволюционной газете: «… в лазарете, устроенном в здании Коллегии Императорского Петроградского Университета …, произошёл следующий случай: нижний чин Павел Космаков, лишившийся дара слова, внезапно вновь приобрёл таковой, приступая к Св. Причастию и будучи опрошен священником в третий раз о своём имени».

Св. Павел Флоренский утверждал, что имена выражают типы бытия личности. И даже народное представление именной типологии не лишено жизненного значения:

«Постоянная дама Варвара.
С поволокою глаза Василиса.
Кислый квас Марья.
Весёлый разговор Аграфена.
Великое ябедство Елена.
Наглая спесь Маремьяна.
Средня управа Устинья.
Толста да проста Афросинья.
Песни спеть Дарья.
Хорошей голос Домна.
Худое соврать Агафья.
Впролом сходить Улита.
Умильной взгляд Фекла.
Ни туды ни сюды Фетинья.
Белые белила Авдотья.
Скорая походка Акулина.
Взглянет утешит Арина.

Промолвит накормит Марина.
Смиренная всегда Пелагея.
Всегдашняя суета Крестина.
Обещать не солгать Софья.
Чёрные глаза Улияна.
Воровской взгляд Хавронья.
Поскакать да поплясать Ефимья.
Красные румяна Маланья.
Хорошая походка Настасья.
Приятна в любви Наталья.
Пирожная мастерица Феодора.
Лукавый разговор Татиана.
Весёлый разговор Маргарита.
Ниския поклоны Вера.
Проста без лукавства Мавра.
Наварные щи Анисья.
Ленивая походка Ненила…»

На Руси имена нарекались Церковью, и праздновали не День рождения, а День Ангела – день крещения младенца и наречения ему имени – Именины, чем открывается связь между идеальной сущностью человека, именем и Ангелом-Хранителем. По имени и житие. Однажды ко мне подошёл мужчина лет сорока и заявил, что его надо перекрестить, что у него имя плохое и в жизни сплошные несчастья и неприятности, и что ему кто-то посоветовал сменить имя. Я сказал ему, что крестят человека только один раз, и спросил его: «А какое ваше имя?» Он ответил: «Пётр» (?). Я удивился и спросил: «Вас в честь какого Петра крестили: апостола Петра, или прп. Петра Афонского, или …? – «Да нет, меня назвали в честь друга моего отца, который повесился». Всё стало ясно. Этот человек после крещения во младенчестве ни разу не бывал в церкви. Я сказал ему, что крестят в честь святых, а не в честь друзей. Мы выбрали с ним святого, который ближе к дню его рождения, им оказался апостол Пётр, посоветовал ему исповедоваться, причаститься, и выучить тропарь апостолу, чтобы обращаться ежедневно в молитвах к его помощи. Священники замечают некоторое сходство хороших христиан с теми святыми, чьи имена они носят.

После революции началась кровавая борьба с православием, с Церковью, началась оголтелая и тотальная атеистическая пропаганда. Газета «Известия» за 8 января 1924 года сообщает: «… стены рабочих клубов разукрашены лозунгами: «Трудом и наукой мы свергаем богов», «Наш бог – труд, наша вера – наука», «Церкви – под клубы и школы!» … в Иванове-Вознесенске на рождественских праздниках в клубах стали перекрещиваться: Степанова Нина – Нинель, Широкова Мария – Октябрина, Демидов Пётр – Лев Троцкий, Марков Фёдор – Ким, Смолин Николай – Рэм Пролетарский…». Здесь же в клубе выдавались новые паспорта взамен старых. Появились целые поколения Владленов, Лапанальд (лагерь папанинцев на льдине), Риволей, Октябрин, Пятилеток, Локомотивов, Тракторин, Даздраперм…

И до ныне продолжают некоторые родители давать своим детям не христианские имена, а языческие прозвища: Снежана, Роза, Алиса, Милана, Агата, Динара, Эльдар, Артур … Или уменьшительные имена, да ещё в не русском варианте: Олеся (украинское уменьшительное от Александры) по-русски Лёса; Оксана (украинское уменьшительное от Ксении) по-русски Аксинья, Полина (уменьшительное от Пелагеи или Апполинарии)…

У св. Павла Флоренского есть целый труд, посвящённый тайне имени, где он даёт развёрнутые характеристики по многим именам. Приведём некоторые из них. «Александр. Если кто-либо – душа общества, если кудрявый, играет на гармошке или гитаре, если всем нравится, душа на распашку, как говорят о нём, рубаха-парень – много шансов, что зовут его Александр … Алексей – с хитрецой, несколько себе на уме, в Алексее есть что-то болезненное … Борис – непреодолим, если захотят победить … Валентин – неумен, но мыслит о себе высоко … Екатерины редко бывают довольны своими мужьями, они некстати кажутся им слишком невозвышанными, нечуткими. Хотя они и неплохие мужья … Елены. С хитрецой, чаровницы. Иван, кротость, простота. Людмила – тип героический… Мария, имя всеблагоуханное, идеал женственности. Аннана втором месте после Марии, но с неуравновешанностью, преобладанием эмоций над умом. Юлия – имя капризное, взбалмошное, с ним очень трудно. Варвара – взбалмошное благородство, демонстративное великодушие, преувеличенная прямота. Нина – лёгкое имя, женственное, слегка легкомысленное. Пелагея – кроткое имя. София – распорядительность, организованность, привычка стоять над другими, окружающими … Имя само по себе не даёт хорошего или плохого человека, оно – лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое и хорошее».