×

Пестяковское благочиние



Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897 – 1942) в книге «Европа и душа Востока» противопоставляет два типа человека: прометеевский и иоанновский. Прометеевский – дерзкий, воинственный, агрессивный тип; иоанновский – христианский, евангельский тип любимого ученика Христа Иоанна Богослова. Представителями иоанновского типа он считает русских; прометеевского – англосаксов.

Иоанновский «мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе. Так ощущали первые христиане и большинство славян. … Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. … Он видит в людях не врагов, а братьев».

Прометеевский «человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой; он полон жажды власти; он удаляется всё дальше и дальше от Бога и всё глубже уходит в мир вещей. Секуляризация (расцерковление) – его судьба…», пафос воинственности – его жизненное чувство, но трагичен его конец.

«Запад, – говорит Шубарт, – подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть её людям. … Только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти». Россия в настоящий момент, пишет он в 20-е годы, «мучится в судорогах большевизма», к которому она шла от реформ Петра Первого, через французские революционные идеи, через «атеистический социализм, который захватил власть в России в 1917 году». Большевистский режим есть пародия на прометеевский дух, он вызовет в русском народе отторжение и рост религиозности. Шубарт был уверен, что после падения большевистской власти иоанновский дух русской культуры восстановится и будет иметь благотворное влияние на всё человечество.

В. Шубарт очень высокого мнения о русских женщинах: «Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестёр. Она свободна и самостоятельна, как англичанка, обладает тонким вкусом француженки, духовной живостью без потуг на остроты, чувством красоты, элегантности, но не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются ещё грация и мягкость, свойственная только славянам…

Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни…

Русские женщины наиболее горячо отдаются религии и затем пытаются передать эту веру мужчинам в своём окружении…

У нас есть серьёзные основания для надежды, что русский народ спасёт именно русская женщина» через её приверженность православию.

Выдающийся немецкий учёный и философ Вальтер Шубарт женился на русской эмигрантке. После прихода к власти Гитлера, эмигрировал в Ригу в 1934 году, где в 1941 году был арестован советскими органами и погиб в лагере в Казахстане в 1942 году в возрасте 44 лет.