×

Пестяковский приход



В газете "Семеновский благовест" вышла статья, посвященная 80-летнему юбилею протоиерея Игоря Иудина. Публикуем здесь ее текст.

26 сентября – день особый. В этот осенний день исполняется 80 лет первому настоятелю нашего Храма – протоиерею Игорю Иудину! Именно под его руководством Храм Всех Святых восстал из руин, а на приходе была сформирована крепкая община.

Прошло немало лет с тех пор, как всеми нами любимый отец Игорь уехал из Семенова, а мы по-прежнему с благодарностью и теплотой вспоминаем обо всем, что связано с этим удивительным человеком и всей его замечательной семьей. За годы их пребывания в наших краях мы так сроднились с ними, что имена их и сегодня на устах у многих и многих семеновцев. У каждого из них своя история отношений с этими дорогими всем людьми, и каждый мог бы поведать о них что-то свое личное и сокровенное. Я оставлю свои воспоминания.

90-е годы прошлого столетия многие справедливо считают катастрофичными для нашего народа. Но именно в эти годы начали открываться храмы, стала возрождаться в сердцах людей православная вера. Для многих в то время она явилась просто кораблем спасения. При этом очень не хватало духовной литературы. Помню, с каким предвкушением счастья я ездила в церковную лавку восстанавливающегося тогда Александро-Невского собора! По крупицам собирала, что могла. Как всем неофитам, мне хотелось, чтоб и другие прониклись открывшейся мне благой вестью... Кто-то смотрел на все это снисходительно, а для кого-то это тоже было жизненно необходимо.

И вот в нашем городе появился отец Игорь – человек необычный, потому как в нем сразу чувствовалась и внутренняя сила, и убежденность в своих взглядах, и какой-то мощный заряд энергии. Трудно было не воодушевиться крепостью его веры. То было время горения, когда казалось, что все по плечу. Именно тогда я и предложила батюшке создать в городе православную библиотеку. Он сразу же эту идею одобрил и буквально через пару дней принес мне в центральную библиотеку, где я тогда работала, первую стопу книг.

Одновременно с этим отец Игорь начал проводить в моей литературной гостиной цикл бесед духовной тематики, которые впоследствии продолжались в течение 10 лет. Я присоединялась к нему с обзорами православной литературы и оформлением книжных выставок по теме его бесед. Люди с нетерпением ждали этих «четвергов», на занятия приходило так много народа, что приходилось собирать стулья по всей библиотеке. Всегда удивлялась батюшкиному терпению: наши вопросы были зачастую и смешными, и наивными, как у первоклашек. Отец Игорь доходчиво объяснял, раскладывая все по полочкам. Сразу было видно мастерство педагога: он умело держал внимание аудитории, перемежая серьезный материал с добрыми шутками.

Даже после окончания занятий люди не торопились расходиться. Каждому хотелось отогреться душой возле этого Богом посланного нам человека. Хотелось и для него сделать что-то хорошее: кто-то приносил гостинец, кто-то предлагал какую-то помощь, кому-то не трудно было подвезти батюшку до дома. Да к тому же часто с ним приходила и матушка Людмила – всеобщая наша любимица. Ее обворожительная улыбка, как магнитом, притягивала к себе всех. Добродушная, теплая в общении, никогда ни на что не жалующаяся, она располагала к себе каждого. Чаще всего мы слышали от нее слова: «Все хорошо!». Хотя все знали, что многое было не просто.

Отец Игорь учил нас не только словом, но и делом, самим образом жизни. Чем бы ни приходилось нам заниматься – уборкой в храме или на территории, обустройством дома причта или посадкой картошки – везде в первых рядах был батюшка. Казалось, нет такого дела, за которое он бы не мог взяться. И самое главное, он в каждом человеке видел прежде всего образ Божий. Даже если этот человек непрезентабельно выглядел.

Моя мама, семь лет прослужившая в свечной лавке нашего храма Всех Святых, рассказывала о таких эпизодах. Однажды в храм зашел какой-то бедняк. По всему было видно, что и ходить-то ему не в чем. Наш батюшка, не долго думая, снял свои ботинки и отдал страдальцу. Потом стал звонить домой: «Матушка, принеси мне обувь, пожалуйста»...

В другой раз явился некий бомж в очень нетрезвом виде и стал требовать «попа». Отец Игорь, оказавшийся рядом, усадил его на лавку, заботливо утер своим носовым платком бомжиные слезы и ручьи из-под носа, и терпеливо повел с ним беседу. Успокоенный таким неожиданно теплым приемом, захожанин затем мирно покинул храм.

Удивляла всегда и крайняя непритязательность, неприхотливость отца Игоря. Бывавшая с ним в Нижегородской Епархии Елена Тимофеевна Хрипунова говорила: «Все уже давно на солидных машинах приезжают, только наш батюшка все на своей старой «буханке» с вечными сквозняками ездит». А «буханочке»-то нашей и впрямь немало понедельников было, и дорог, позади оставленных, не меньше.

Помнится, рассказывал сам отец Игорь: «Поехали мы как-то в районный центр Вад. Останавливает нас постовой: «Куда путь держим?» «В Вад», – смиренно отвечает батюшка. «Куда?! В ад?..», – недоверчиво спрашивает гаишник. «В Вад, в Вад», – радостно подтверждает батюшка. «Ну, езжайте...»

Отец Игорь умел и любил пошутить. Недавно встретилась я с бывшим нашим гимназистом, ныне дипломированным врачом-стоматологом, Максимом Алексеевым, стали вспоминать с ним школьные годы. «Помню, – говорит он, – нашу первую поездку в Дивеево после 1 класса.

Ходили с батюшкой на экскурсию, я и спросил у него: «Батюшка, а сколько Вам лет?» «Сто», – не задумываясь, ответил отец Игорь. «И я ему поверил».

Дети – очень тонко чувствующий народ. Наши маленькие гимназисты испытывали благоговейный трепет перед батюшкой. И в то же время порой гроздьями висели на нем, выражая тем самым свою детскую доверчивость и любовь. Рассказывает Марина Александровна Пугачева: «Однажды на службе в храме Антон Часов удивленно поведал: «Что-то я все иконы просмотрел, а отца Игоря на них не увидел». «Так ведь он еще не причислен к лику святых», – говорю. Тот не поверил. А через какое-то время обрадованно воскликнул: «Нашел!». И показал на икону Оптинских старцев. Видно, усмотрел там в ком-то большое сходство с нашим батюшкой.»

Вспоминаешь те годы, проведенные рядом с отцом Игорем, и удивляешься: сколько же всего сделали, осилили, успели! Стараниями батюшки, под его водительством был восстановлен храм, организованы катехизаторские курсы, воскресная школа, проводились летние лагеря, налажен выпуск приходской газеты «Семеновский благовест»... Вспоминаются и удивительные паломнические поездки, и многочисленные крестные ходы, и незабываемые службы в храме, и дивный голос отца Игоря – сильный, твердый, величественный. Невозможно забыть его проповеди. Каждый слушал их и думал: «Это обо мне. Откуда батюшка все знает?» А батюшка – просто мудрый человек. Сколько душевных ран вскрыто перед ним на исповедях, сколько боли излито в людских страданиях! Вся жизнь человеческая была перед ним, как на ладони. Отец Игорь знал практически каждого на приходе, относился ко всем с отеческой теплотой и любовью. Ему верили и шли за ним. Это был воистину золотой век единения паствы со своим духовным наставником.

Именно это единение переросло затем в поддержку такого глобального события, как создание в Семенове православной гимназии – первой классической гимназии в Нижегородской области. Первопроходцами всегда быть трудно. Необходимы для этого не только знания, опыт, но и определенная смелость. Никто не знал, как все сложится, что из этого выйдет. Просто с молитвой и надеждой на милость Божью шли вперед – с большими трудностями, испытаниями, скорбями и радостями. Тогда еще не знали, что пройдет время, и наша гимназия станет лауреатом конкурса «Сто лучших школ России – 2016», получит диплом и золотую медаль в номинации «Лучшая гимназия – 2016». Ее выпускники будут достойно продолжать образование в лучших учебных заведениях страны. Через годы они пронесут сердечную благодарность всем, кто оставил в них частичку своей души. И это, прежде всего, наш любимый батюшка – отец Игорь.

Да, сегодня мы, к сожалению, не рядом. Но мы вместе – в мыслях, в молитве, в Христовой любви. А она никогда не прейдет. Ни в нынешнем веке, ни в будущем.

Марина Леонидовна Воронина