×

Пестяковский приход

Конференция, посвящённая 250-летию Свято-Успенского храма в Пестяках

 

 

ДОКЛАД ПРОТОИЕРЕЯ ДИОНИСИЯ ДУНАЕВСКОГО "ВНЕВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ".

 

Администратор сайта приносит свои извинения, если содержащиеся в тексте этой статьи греческие слова некорректно или ошибочно отображаются в некоторых браузерах.

 

По православному учению человека создал Бог по своему образу и подобию, и даже греховность (μαρτα) вошедшая в природу через грехопадение прародителей не изменила логос природы, хотя и отделила человека от Бога и трагически изменила свойства природы. Возвращение свойствам природы их первозданного состояния и соединение человека с Богом есть цель духовной жизни. Читая наставников в духовной жизни – пророков Древнего Израиля, Апостолов, Мужей Апостольских, преп. Антония Великого, преп. Макария Великого, преп. Иоанна Кассиана, преп. Исаака Сирина, преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, преп. Симеона Нового Богослова, преп. Игнатия Брянчанинова, преп. Феофана Затворника, преп. Серафима Саровского, поражаешься единству духа и вневременности их наставлений. Не чувствуешь, что некоторые из них написаны 3000 лет назад, настолько они актуальны. Не замечаешь, что писали их представители разных цивилизаций, этносов, социальных слоев и сословий, настолько они близки по образу мыслей и чувств.

Одной из главных основ духовной жизни и является учение о человеке – антропология. Рассмотрим некоторые ключевые аспекты святоотеческой антропологии.

Начнем с этимологии. Славянское слово человек является родственным слову чело, и означает существо с лицом, обращенным вверх, а греческое νθρωπος – поворачивание вверх или при другом понимании, возвышающий характер (нрав). При таком понимании характерной чертой, которая делает живое существо человеком, является возможность нравственного совершенствования.

Нравственное совершенствование – стяжание добродетелей и обожение - у св. отцов синонимы. Домостроительством Христа и Святого Духа дар обожения даруется людям, подвигом добродетелей приобретается. Вот как об этом говорит св. Максим Исповедник.

«Ибо человека и Бога называют примером друг для друга, и настолько для человека Бог по человеколюбию вочеловечился, насколько смог человек по любви обожить себя для Бога, и человек настолько увлекаем бывает Богом к неизвестному, насколько он явил невидимого по природе Бога посредством добродетелей» О трудностях X.

«В человеке деятельном Слово [Божие], уплотняясь способами [осуществления] добродетелей, становится плотью». Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия II,37.

«Добродетель – это согласное логосу природы использования сил души. Грех же это не фиксированное состояние, но движение против природы (злоупотребление силами души), которое разрушает природу». Св. Максим Исповедник. Третья сотница о любви.

3) Грехи случаются с нами от неправого употребления душевных сил, то есть силы вожделевательной, раздражительной и мыслительной. Неправое употребление силы мыслящей – невежество и безрассудность, силы раздражительной и вожделевательной – ненависть и невоздержность. Доброе же употребление их есть: ведение, благоразумие, любовь и целомудрие. А когда так, то ничто из созданного и получившего бытие от Бога – не зло.

4) Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения ума о возделывании естества (душевных сил, и их добром направлении).

Поговорим более подробно о силах души.

Святые отцы в соответствии с традицией античной психологии говорят о трех естественных силах души: разумной, желательной и яростной (раздражительной). У каждой из них есть свое действие. Цель разумного действия души – истинное ведение, желательного – любовь, пылкого – умирение (ερνη). Вследствие грехопадения возникает злоупотребление этими силами, когда их действие обращается против естества. Соответственно, возникают три величайших и главных порока: неведение Бога, себялюбие и тирания над сродным. Святые не призывали к умерщвлению сил души (в отличие от стоицизма или буддизма), но к обращению их сообразно естеству. Это становится возможным, когда Бог, соединив с Собой по ипостаси человеческое естество, вновь делает силы души незапятнанными, дабы возобновить силу любви. «Таким образом человек становится способным: разумом, вместо неведения, через ведение устремляться в поиске к наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в любовном томлении к одному только Богу; яростным же началом, отделенным от тирании, бороться за единого Бога. И из этих [устремлений души] возникает божественная и блаженная любовь (а они — через нее), сочетающая с Богом боголюбца и являющая его [самого] богом». Св. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.

На практике в православном подвижничестве получила более широкое распространение восьмеричная схема главных пороков, которая детализирует трехчастную схему, только что рассмотренную.

Приведем эту схему и дадим краткую характеристику первым четырем страстным состояниям.

1. γαστρι-μαργα – прожорливость, обжорство, чревоугодие.

Вопрос, свободен ли известный человек от сластолюбия по отношению к пище, или же нет, нормально ли с аскетически-христианской точки зрения совершается его питание, — разрешается правильно только с точки зрения психического отношения человека к этому акту. А это последнее имеет два аспекта.

Первый – вкушение пищи должно сопровождаться религиозно-нравственным настроением по отношению к Богу, Верховному Подателю пищи, как и всех благ вообще, славить и молитвенно-созерцательно благодарить Его. Второй – нормальное отношение человека к пище подразумевает самообладание. Поясню, человек должен соразмерять потребность с количеством, качеством и временем вкушения пищи. Целю должно быть – обеспечить своему телу здоровую бодрость и достаточную крепость, а не получить наслаждение.

Св. Исаак Сирин. «Плоть как осел. Недокормишь упадет, перекормишь – взбесится».

Различные виды чревоугодия.

Тайноядение – неурочное вкушение пищи, беспорядочное без молитвы, кусочничество. Изначально в монастырях вкушение пищи раньше установленного часа, следовательно отдельно от других, тайно.

Гортанобесие – стремлении к пище непременно вкусной, искусно приготовленной и красиво поданной. Все виды гурманства.

Чревобесие – неумеренное, невоздержанное употребление излишнего количества пищи, при этом в погоне за количеством не имеет значение качество пищи.

2. πορνεα – продажная любовь, проституция, блуд.

Св. Максим Исповедник. Вторая сотница о любви.

«17. … порочность есть неправильное использование мыслей, за которым следует злоупотребление вещами. Например, если это касается женщины, то правильное использование брака имеет целью деторождение. Но кто имеет в виду при этом (одно) сладострастие, тот ошибается относительно пользы (брака), считая за благо то, что не является таковым. И вступая в брак , он злоупотребляет женщиной. Подобным же образом дело обстоит и с другими вещами и мыслями».

По словам преп. Исаака Сирина, то естественное движение, какое бывает в человеке ради чадородия, одно само по себе без присоединения извне, не может возмутить чистоты человеческой воли и потревожить его целомудрия. В случае возбуждения кого-либо похотью, не сила естественная вынуждает его выйти из пределов природы, нарушив свои (нравственные) обязанности, а то, что присоединяет сам человек к своей природе, по своим волевым побуждениям.

Монашество существует не только в Православии, этим фактом доказывается, что данная страсть достаточно нетрудно врачуется. Человек не может преодолеть ее, только тогда, когда он верит в ее непреодолимость, или верит, что ее преодолевать не нужно. Вся современная пансексуальная культура окружает и пропитывает человека такой верой.

3. φιλ-αργρα – сребролюбие.

Преп. Нил Синайский. «Море, не наполняется, принимая в себя множество рек и похотение сребролюбца не насыщается собранным уже имуществом; удвоил он его — и удвоенное снова удвоить желает и никогда не перестает стремиться к этому, пока смерть не прекратит его бесполезного труда».

По словам преп. Максима Исповедника, золото стало столь желательно людям не столько по нужде, сколько по тому, что чрез него многие служат удовольствиям. «Три причины любви к богатству: сластолюбие, тщеславие, и неверие. Сластолюбивый любит серебро, чтобы с помощью его наслаждаться, тщеславный, – чтобы прославиться, а неверующий, – чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болезни, или изгнания, и более надеясь на него, нежели на Бога Создателя и Промыслителя всякой твари».

4. ργ – раздражение, гнев, злоба, ярость.

Встречая со стороны других людей намеренные или ненамеренные, действительные или мнимые препятствия при осуществлении вдохновляемых плотскими страстями и «сребролюбием» планов, человек, при присущей ему в этом случае эгоистической настроенности, не может отнестись к наносимому ему имущественному или какому другому ущербу сколько-нибудь спокойно, сохранить самообладание, но обыкновенно возмущается, теряет душевное равновесие и – в своем стремлении во чтобы то ни стало устранить эти препятствия с своего пути, впадает в гнев. Очевидно, что наиболее выдающеюся чертой названного аффекта является не только стремление устранить противника с пути, но если это возможно и уничтожить его, но вместе с тем и унизить его, оскорбить так или иначе, словом или действием, вообще тем или другим способом враждебно ответить обидчику, дать ему почувствовать горечь своей обиды, — словом, отомстить ему.

Названное состояние выражается и проявляется далеко неодинаково, начиная с бранных слов и уничижительных названий, диктуемых состоянием запальчивого раздражения и направляемых обиженным по адресу обидчика. И оканчивая грубым, возмутительным фактом убийства, когда обиженный теряет всякий контроль над собой доходя до состояния полного помрачения разума и дикой озверелости.

Вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, стремясь по самому своему существу к внешнему обнаружению — в соответствующих словах, действиях и поступках, с неизменно присущим ему характером бурной, неудержимой стремительности, гнев по своим тенденциям и последствиям оказывается явлением разрушительным.

Такой характер внешнего проявления гнева, конечно, вполне соответствует и его внутреннему свойству, как психологического феномена. И действительно, в этом отношении он может быть назван, употребляя образное выражение св. Василия В., «внутреннею бурею смятенного духа». Гнев является бурным, стремительным, легко возбудимым возмущением помыслов, всякий раз, при своем возникновении, колебля душевную устойчивость, нарушая психическое равновесие, внося в духовную жизнь беспорядочность, полную расшатанность, неупорядоченную стихийность. В этом отношении страсти гнева должна быть отдана печальная пальма первенства, по сравнению с другими страстями. Едкий «дым» этой страсти помрачает, ослепляет ум, так что он теряет всякую рассудительность и лишается ведения. С этой точки зрения не будет казаться гиперболическим определением страсти гнева, как «кратковременного бешенства (беснования)».

5. λπη – скорбь, печаль, горе.

6. κδεια – 1) беззаботность, беспечность; 2) пренебрежение к себе, самоотверженность, 3) лень, апатия, дух беспокойства и неспособности приложить свои силы к какому-либо делу; 4) традиционно обозначает грех уныния.

7. κενο-δοξία – тщеславие.

8. περη-φνα – высокомерие, заносчивость, гордость.

К сожалению, регламентированный объем статьи не позволяет проанализировать последние четыре страсти и дать краткое изложение методов борьбы и средств исправления от вышеперечисленных страстных состояний. Заинтересованному читателю предлагаем обратиться к труду профессора Петроградской Духовной Академии С.М. Зарина «Аскетизм по православно христианскому учению». Данная книга не только авторитетнейший, законченный труд в области нравственного богословия и аскетики, но и богатейший справочник по святоотеческой аскетической письменности. Борьба со страстями – исцеление духовных болезней, есть насущная потребность человека как разумного духовного существа, независимо от культуры и воспитания.

Заведующий кафедрой Общих церковных дисциплин Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии протоиерей Дионисий Дунаевский

Рубрика «Читая Евангелие»

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 3-11).

Подробнее...

«И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи и тело – одежды. … Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудеваемое на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12, 22-23, 31-40).

Подробнее...

«Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Подробнее...

Господь обличал фарисеев и предостерегал Своих учеников от «фарисейской закваски». К сожалению, ныне немало фарисействующих христиан, перетолковывающих Евангелие для самооправдания, для оправдания своих слабостей. Например, не хочется поститься. Тут же находит «оправдание» в Евангелии: «Не то оскверняет человека, что входит в уста его…». Но осквернение уст и пост – разные вещи, Христос Своим примером показал необходимость поста.

Подробнее...

«Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 1-11).

Подробнее...